Раскол джайнизма
Возникновение некоторых религиозных разногласий между джайнами привело к расколу. Выделилось два основных направления, последователями которых стали дигамбары («одетые в воздух») и шветамбары («одетые в белые одежды»). Первые никогда не носили одежду, а вторые облачались в белое одеяние.
Дигамбары, в свою очередь, разделились на главные и второстепенные школы. К главным относят Терапантха, Бисапантха, Таранапантха. К второстепенным причисляют Гуманапантху и Тотапантху.
Внутри направления шветамбаров тоже произошло деление на школы. Это Стханакваси, Муртипуджака и Терапантхи.
Все же, «литературным сердцем» джайнизма принято считать канон шветамбаров. Он был составлен в IV веке до н.э. Окончательно он оформился приблизительно в X-XI веках. Но, дигамбары, являющиеся последователями ортодоксального учения, принимают в счет только самую древнюю часть канона. Есть и другая, неканоническая литература, но она оказывает меньшее влияние на джайнов.
Шветамбары идут на ритуальную службу
Слайд 11Ведические религиозно-философские школы3. Система миманса, или пурва-миманса (ранняя миманса – с
V-IV вв. до н. э.) (буквально – «глубокое размышление, исследование). Основал Джаймини:Не существует бог, сотворивший мир: объекты образовались из материи в соответствии с кармами душ. (При этом не отвергаются боги как объекты культовой практики, не отвергаются и жертвоприношения).Закон кармы правит миром.Достоверность всякого познания самоочевидна.Душа не бессмертна.4.Система санкхья (VII-VI вв. до н.э., расцвет – II-VII вв.)(буквально – «число, перечисление»). Создатель – Капила.1-ый вариант: отвергается вера в божественное, в бога как творца; 2-ой вариант: допускается существование бога, но не как создателя, а как свидетеля мира (т.к. существование бога нельзя доказать).
Тэги сайта
4 истины5 обетов5 обетов мирянинаChanDarumaZenАбхидхармаАбхидхармакошаАватараАлара КаламаАлаяАмитаюсАнандаАндхраАсангаАшокаБенгалияБодонгпаБудда ШакьямуниБуддагхошаБуддийские терминыВаджрабодхиВаджраянаВасубандхуВасумитраВикрамашилаВьетнамГУЛАГГаутама СангхадэваГунабхадраГуру БуддыГухьясамаджаГэлукДалай-ламаДашабхумикаДжинаДжонангДжудшиДигнагаДхармаДхармакаяДхармакиртиДхармасанганиИндийские религииКарма КагьюКармапаКатьяянаКатьяянапутраКитайКитайские буддистыКореяКуся сюЛокешвараЛумбиниМагадхаМайтреяМаурьяМахавайрочанаМахаянаМедитацияМики НакаямаМёсиндзиНагарджунаОльденбергПанчен-ламаПаршиваПешаварПракаранападаПудгалавадаРеальность дхармРерихСайтеСамдхинирмочана-сутраСаньжаяСарнатхСватантрикаСемья БадмаевыхСиддхартха ГаутамаСингон-сюСомапуриСубхутиСукхаватиСюань ЦзанТантризмТараТатхагатаТибетская медицинаТисса МоггалипуттаХинаянаХоккэ сюХоссоЦзи-цзанЧаньЧжуд-шиЧиттаШакья-муниШакьямуниШантаракшитаШарипутраШколы Белого ЛотосаШуддходанаЩербатскийЭгоЭнканЯмаЯпонияабсурдавидьяадыамидаизманимизмануманаархатархатствоархатыасурыатеизматомыаятаныбазыбайлянь-цзунбардобезличностьбелые шапкибессамостностьбессмертиеблагая кармаблаженствобогбодхибодхисаттвабодхичиттабосацусобуддабудда Вайрочанабуддизмбуддийская логикабуддийская философиябуддийские вопросыбуддистбурятиябурятывайбхашикавеликий символвеликое существовечная жизньвещи и предметывиденьевиджнянавиджнянавадавинаявипашьянавирьяволнениевостоковедениевращениевремявселеннаявыводгокуликагуру богов и людейданадевадаттаджайнизмдзёдзицу судзёдо сюдилунь-цзундоисторические культыдрагоценностидухидушадхармагуптакадхармыдхьянадхьяни-буддадэвыжаждажеланиязаблуждениязаклинаниязакон кармызатуханиезащитникиземли бодхисаттвызолотоимператоры Индиииндийская логикаиндийские кастыиндийский буддизминдриииндуизмистория буддизмаисточники сознанияйогайогачаракалмыкикармакашьяпиякитайские переводчикикитайский буддизмклешикнигикомментариикоммунизмкремациякультурная революциякэгон сюламствологикалучшаялучшие ученики буддылюймагические формулымадхьямакамановиджнянамантраянаматериальный мирмахасангхикамахаянская практикамахаянский путьмахишасакаместо буддыметодмирмирянинмистификаторымолекулымонастырьмонахмудростьмудрыначало миране-буддистыневежествоневербальное событиеневербальностьнеискусностьнектарнелогичноенепостоянствонирвананитирэн сюню дообетыобительобманобманщикиобраз объектаобусловленноеозарениеойратыомраченияопорыосноваоснова познанияоткровениеотпечаткиочищение кармыошибкипарамитыпервые ученикипереводы сутрпередачаперерождениеплодпобедительповорот колеса Дхармыпознаниеполитикапонятияпраджняпарамитапрактикапрактика Ваджраяныпрактика тантрыпранапратьека-буддапреступлениеприбежищеприближенные Буддыприрода Яприрода буддыпричинностьпричиныпробуждениепросветлениепросветленныйпросветленный умпурвашайла и апарашайлапустотапустотностьпутьпуть Бодхисаттвыпуть арийцараджагарияраджгирреализацияредкие сутрыреинкарнациярелигия Бон-порепрессиириддхириндзай-сюриссюритуалыродственники буддырождения Буддырупасаддхарма-пундарикасакридагаминсакьясамсарасамскарысанкхьясансарасансара и нирванасаньлунь-цзунсарвастивадасарупьясвидетельствосвятойсвятостьсвятость и знаниесекссексуальностьсемь сокровищ Дхармысиддхартхикасиддхисимволысинтоизмскандхисмертьсознаниесознание буддысостраданиесострадание и мудростьсохэйспорсроксротапаннастраданиесущностьтак как естьтантраянатантрические понятиятекстытексты буддытело буддытеократиятибеттибетский языктибетское шарлатанствотэндайтэнрикё сютянь-тайтяньтай-цзунугасаниеузурпаторыузыумусловностиучение Дхармыфасян-цзунфилософия Нагарджуныфотохимицу сёгон синхуаяньцзинту-цзунчерные шапкичетыре истинычжэньяньчистая земляшаманизм белыйшаматхашарлатанышастрышесть факторовшколы абхидхармышравакаянашраманышуньяшэлунь-цзунэдикт Ашокиэлементыэнциклопедияэонэтапы бодхисаттвыэфирюндрунг-боня есмьяпонский буддизм
Слайд 10Ведические (признающие авторитет Вед) религиозно-философские школы(Признающие авторитет Вед назывались астиками, не
признающие – настиками).Все данные системы высшей целью жизни провозглашали освобождение.1. Система вайшешика (ок. V в. до н. э.) (буквально означает «характерная, типичная»). Разрабатывает теорию дхармы как причинно-следственной связи. Основал мудрец Канада (настоящее имя – Улука):Бог создал мир для блага всех живых существ.Индивиды имеют свободу воли. Индивидуальная душа (джива) или наслаждается удовольствием, или испытывает страдания – это есть следствие достойного либо недостойного поведения в другой жизни, в иных мирах.Все индивиды могут достичь истинного познания самих себя и мира и, тем самым, окончательно освободиться от всех страданий.2. Система ньяя (конец I в.) (букв. означает «правило, метод, вывод, логика»). Создал мудрец Готама. Реалистическая философия, родственная философии вайшешики, провозглашает ту же конечную цель – освобождение индивидуального Я – и те же теоретические положения.
Слайд 15ЙогаВ практике йоги имеется восемь ступеней:яма (обуздание – воздержание от нанесения
вреда чьей-либо жизни, от лжи, воровства, прелюбодеяния, жадности);нияма (воспитание хороших привычек, таких как очищение, удовлетворённость, аскетизм, изучение Вед, размышление о боге – т. е
культивирование чистоты тела и ума, приобретение знаний, покорности богу);асана (положение – выработка устойчивого и удобного положения);пранаяма (контроль над дыханием – регулирование процессов дыхания);пратьяхара (отдаление чувств);дхарана (внимание – сосредоточение внимания на внутриорганических или внеорганических объектах (кончике носа, луне и др.));дхьяна (созерцание – непрерывное размышление об объекте);самадхи (сосредоточенность – состояние, при котором созерцающее сознание теряется в созерцаемом объекте и перестаёт сознавать самого себя).Высшим объектом размышления для сосредоточенности и самопознания является бог (бог есть тот, кто обладает всеведением).
Слайд 9Основные идеи брахманизма:- о Боге-творце и первопричине мира (Праджапати);- идея бессмертия
и переселения души (метемпсихоза);- идея о перевоплощении – реинкарнации. Каждое следующее воплощение души после смерти человека зависит от его поведения в предыдущей жизни;- идея сансары – вечного колеса перерождений, превращений, круговорота жизни;идея кармы – причинно-следственной обусловленности (всеобщего закона причинности) – когда сумма добрых и злых дел человека приводит к определённому, тому или иному, результату, или, иначе, – к определённой судьбе как результату поступков в его прежней жизни (закон действия и воздаяния).Путь к спасению, освобождение от цепи перерождений – через отказ от материального, сосредоточение на духовном.(Дхарма (дхамма) (санскрит. «учение, закон»): 1 – правила, нормы для поддержания космического порядка;2 – нравственные устои, религиозный долг;3 – универсальный закон бытия).
Слайд 19Единственной формой организации буддистов, по существу, стали монастыри. Сангхи – общины буддийских
монахов-бхикшу (буквально означает «нищий»).
Вступавшие в монашескую общину:
отказывались от собственности, от семьи, от касты;облачались в лохмотья (преимущественно жёлтого цвета), обривали голову.В общину не принимали: рабов, преступников, детей без согласия родителей.Существовали и женские сангхи. Главные церемонии в них проводили монахи-мужчины.Послушники принимали на себя первые 5 обетов:не убий, не прелюбодействуй,не укради, не пьянствуй.не лги,(На этом этапе ещё можно было выйти из сангхи).Затем на молодого монаха накладывали ещё 5 обетов-обязательств:не пой и не танцуй,не спи на удобных постелях,не ешь в неположенное время (т.е. после полудня),не стяжай,не употребляй вещей, имеющих сильный запах или интенсивный цвет.
Джайнизм сегодня
На сегодняшний день в Индии совсем немного последователей джайнизма – всего 0,5% (около 3 млн. человек), поэтому в своей численности джайны проигрывают, например, буддистам.
Однако, эта религия оказывает существенное влияние на жизнь страны и ее экономику в частности (торгово-ростовщическая деятельность джайнов занимает ведущие позиции в данном секторе).
Принятие прибежища в Трёх Драгоценностях
Почему буддизм – самая мирная религия? Философия и идеи буддизма
О природе сострадания и его месте в Учении Будды
Богиня Лакшми
Мантры – что это такое, зачем нужны и как они работают
Философское учение йоги в Индии
Захват Индии Англией.
После того как в эпоху великих географических открытий португальцы проложили туда морской путь из Западной Европы, в Индии вслед за ними появились голландцы, англичане и французы.
Из-за господства над Индией шла упорная борьба между французами и англичанами. Эту борьбу они вели с помощью армий индийских княжеств. Поворотным моментом англо-французского соперничества в борьбе за господство в Индии была битва при Плесей в 1757 г. В этой битве английский генерал Роберт Клайв, известный тем, что он грабил Индию с чудовищной жестокостью, имела 900 английских солдат и 2000 обученных англичанами солдат-индийцев. С такими небольшими силами Клайв одержал победу над 70-тысячной армией властителя Бенгалии, сторонника французов. Эта победа англичан, совпавшая с их победами над Францией в Европе и Америке, положила основание длительному владычеству Англии на Востоке.
Англичане прочно укрепились в Индии и начали с каждым годом проникать все дальше в глубь этой огромной страны, беспощадно подавляя сопротивление ее народов. Агенты английской Ост-Индской компании, которой английское правительство передало управление Индией, заставляли царьков и князей отрекаться от власти и брали их на пенсию. Земельный и другие налоги с крестьян англичане стали собирать в свою пользу.
Вторжение колонизаторов в Индию принесло индийскому народу нищету и голод. В Бенгалии в одном 1770 г. погибло от голода свыше 10 миллионов человек. Ограбление Индии англичанами способствовало накоплению огромных богатств в Англии.
Слайд 12Ведические религиозно-философские школыПризнаётся наличие 2-х независимых первичных реальностей:
1 – пуруши – разумное начало, вечное сознание – «Я», чистое сознание, дух; 2 – пракрити – первопричина мира, вечное, бессознательное начало (джада), всегда пребывает в движении и, как следствие, создает мир вещей, существ.Для окончательного освобождения от грехов и страдания недостаточно понимание истины, простое знание.Для достижения этого надо пройти долгий путь воспитания в духе глубокой преданности и постоянного размышления – духовное воспитание.(Методы этого духовного воспитания, необходимого для самопознания, разработаны философией Йога).5. Система йога (II – I вв. до н. э.). Создание приписывают мудрецу Патанджали. Йоги признавали личного бога. Конечной целью считали достижение освобождения, преодоление собственного «я» (самадхи»).
Слайд 23В индуизме почитается множество богов вместе с их аватарами – земными
воплощениями (так, у Вишну 10 основных аватар: в первых 4-х он выступает в облике животных (рыбы, черепахи, вепря, льва); 5-ая аватара – карлик-великан; остальные 5 аватар – Вишну-Парашурама, Рама, Кришна, Будда и мессия-Калка, приход которого ещё ожидается).Вишну – бог-охранитель, он мягок, близок людям.Лакшми – его жена, богиня счастья.Рама (аватара Вишну) (Марьяда Пурушоттама – санскр. «совершенный, высочайший из мужей») почитается за доблесть, верность долгу, дхарме.Сита (аватара Лакшми) – жена Рамы, олицетворяет совершенную женщину.Кама – бог любви. Культ Камы это культ искусства любви, которым должен владеть каждый. Культура половой любви была в центре внимания, искусство Камы считалось символом упорядоченных культивированных взаимоотношений людей, имевших целью наисовершеннейшее удовлетворение мужчины и женщины.В индуизме сложились местные культы и секты, во главе которых стоят гуру – учителя мудрости (жрецы стали не просто хранителями знания и исполнителями обрядов, но и руководителями религиозной жизни, учителями).
Слайд 205. Джайнизм (VI в. до н. э.)Основателем учения считается Вардхамана (Махавира,
т. е.«Великий герой») (Джина) (современник Гаутамы Будды) (VI в. до н.э.).Джайнизм, как и буддизм, сохранил философскую основу Упанишад.Джайнские религиозные тексты- Кальпасутра и др.Джайнизм проповедовал: * культивирование любви и доброты (каруна), * принцип воздержания от насилия, ненанесения вреда живому (обет «ахимса»); воздержания от лжи (обет «сатья»), от воровства («астья»), * знание и суровый аскетизм для достижения нирваны, * вегетарианство, * паломничество, * милостыню.Цель – освободить душу от материи (достичь мокши), в т.ч. кармы – как материального явления.Место бога у джайнов занимают тиртханкары, т.е. освободившиеся от круга перерождений, которым принадлежат такие божественные свойства, как всеведение и всемогущество.
АДЖИВИКИЗМ
АДЖИВИКИЗМ (образ жизни) – антибрахманистское религиозное течение. Выделился в середине I тыс. до н.э. среди множества аскетических групп и кружков шраманского периода (принятое индологами обозначение «осевого времени» индийской цивилизации, производимое от слова «шрамана» – аскет) индийской истории – эпохи первых философов и первых «реформаторских» религий. Долгое время конкурировал с основными «неортодоксальными» религиями – джайнизмом и буддизмом. Основную доктрину адживикизма составлял жёсткий детерминизм: всё в жизни индивида предопределяется мировой Необходимостью, а потому его действия не имеют никакого значения для его будущей судьбы, и все живые существа подчиняются механистическим законам, заставляющим их помимо их воли, достоинств и пороков пребывать в сансаре и «освобождаться» через каждые 8 400 000 мировых периодов. Данная доктрина была откровенно обращена против брахманизма, связывавшего будущее благо индивида с его добродетелями и усердием в совершении обрядов. Из этого учения адживикизма закономерно следовал имморализм, который нашёл непосредственное выражение в высказываниях его лидеров: Пурана Кассапа утверждал, что нет никакого воздаяния ни за дела милосердия, ни за самые жестокие преступления, а Пакудха Каччана убеждал своих слушателей в том, что даже если кто-то раскроит кому-то мечом череп, то в результате не пострадает никто, ибо реально никто не может ни совершить, ни претерпеть никакого действия. Фатализм в адживикизме хорошо сочетался с интересом к «природознанию» (о чём свидетельствуют натурфилософские спекуляции Госалы) и с увлечением предсказаниями. Значительно хуже – с учением о карме, которое при реальном наличии в нём элементов детерминизма обессмысливается при отрицании возможности выбора индивидом своих поступков, ещё хуже – с аскетизмом, который находился с учением о всепредрешённости в отношении логического взаимоотрицания. Буддийские источники позволяют видеть в адживикизме направление своеобразной «контркультуры», представители которой эпатировали уже начинавшее привыкать к подвижническим экстравагантностям индийское общество, расхаживая без набедренных повязок, облизывая руки после еды и измышляя самые разнообразные самоограничения, связанные со строжайшей вегетарианской диетой, с сыроедением, с исчислениями, от кого, когда и как можно и нельзя принимать милостыню, и демонстрируя всем свой крайний аскетизм. Эти аскетические крайности, которые никак не мешали адживикам нарушать элементарные правила нравственности, завоевали им благосклонность индийских правителей и вельмож. Адживики имели хорошо сколочённую общину, многие лидеры которой стали известны поимённо. Кроме общепризнанного руководителя адживиков Маккхали Госалы в буддийских источниках названы также Нанда Ваччха, Киса Санкичча, Пандупутта, Упака, а также философы Пурана Кассапа и Пакудха Каччана. Об организованности адживикизма свидетельствуют и сообщения о том, что последователи Госалы располагали даже не дошедшим до нас каноном авторитетных текстов, опередив в этом буддистов и джайнов. Противоречия в доктрине адживикизма постепенно начали давать практические результаты, и он медленно, уже начиная с послемаурийской эпохи (после III в. до н.э.), уступает позиции своим традиционным соперникам – буддизму и джайнизму. На юге Индии (Восточный Майсур) он, однако, смог просуществовать до XIV в., пережив, таким образом, здесь буддизм. Последние адживики ассимилировали многие черты махаяны, и Госала обожествлялся ими наподобие бодхисатвы.
Слайд 164. Буддизм (VI в. до н. э.)Основателем религии считается царевич Сиддхартха
Гаутама (Готама) (623 – 544 гг. до н. э.) из рода Шакьев и семьи кшатриев (однако большинство учёных считает, что Гаутама жил между 560 и 480 гг. до н. э.).Религия родилась в царстве Магадха.Гаутама достиг просветления, стал называться Буддой (что означает «просветлённый», «пробуждённый»), достиг нирваны (прекращения перевоплощений и освобождения от страданий).Буддизм, джайнизм, адживикизм – учения, не признававшие авторитет Вед. Буддизм не принимал и идеи брахманизма.Буддизм никогда не был единым учением, существовало множество школ, сект, направлений буддизма.Государственной религией буддизм был объявлен в III в. до н. э., при правителе Ашоке (государство Маурьев – Магадха).
Новая индийская история
Открытие морского пути в индию положило начало эпохи европейцев. Первыми были португальцы в 1498 году во главе с Васко да Гамма. Контролировалась новыми пришельцами исключительно береговая линия. Потом, в 1595 году территория была передана голландцам, и в 1664 году французам.
В 1856 году британские завоеватели установили свою власть в государстве. Но жители страны не желали мириться со своим незавидным положением угнетенных и рабов. Постоянно вспыхивающие восстания не давали англичанам расслабиться. Джавахарлал Неру, Винаяка Дамодар Саваркар, Махатма Ганди. Все это предводители повстанческих отрядов и организаций, выступающих за освобождение Индии.
15 августа1947 года Индии была предоставлена признанная Великобританией полная независимость. Официально государство разделилось на индуистскую и мусульманскую Индию. Это деление проходило с тяжелыми кровопролитиями, и мусульманские регионы отошли Пакистану. По сей день Кашмир является территорией, не принадлежащей ни одной из религиозных Индий.
В 1947 году премьер-министром Индии стал Джавахарлал Неру, и в 1950 году уже была принята конституция страны. Вплоть до 1990 годов страной правили два клана – Неру и Ганди. Далее, Индия находилась под управлением коалиционного правительства.
Коалиционное правительство. При многопартийной системе парламента партии объединяются в коалиции для получения большинства голосов в парламенте или для улучшения координации управления страной в чрезвычайных ситуациях.
-
Обеспечение беспристрастности испытательной лаборатории кратко
-
История создания паровой турбины кратко
-
To be going to кратко
-
Энергия и импульс фотона кратко
- Ацетальдегид влияние на организм человека кратко
Дистанционные курсы для педагогов
663 курса от 690 рублей
Выбрать курс со скидкой
Выдаём документы установленного образца!
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы
Время чтения: 0 минут
ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие
Время чтения: 16 минут
Время чтения: 2 минуты
Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
К началу нового времени Индия, одна из крупнейших стран мира — с населением 100 миллионов человек, была феодальной страной. Она имела древнюю культуру и была густо населена. В феодальной Индии были сельские общины, в которых каждый крестьянин владел земельным участком, а пастбища были общие; крестьяне совместно выполняли работы, нужные для поддержания орошения, и несли государственные повинности. Эти повинности составляли обычно от 1/2 до 2/3 урожая. Кроме того, 1/10 урожая уходила на содержание общинной верхушки — старшины, писаря, а также ремесленников общины, работавших на нее, — кузнеца, плотника и др.
В Индии имелись мануфактуры, велась значительная торговля, в городах развивалось ремесло. Индийские ткани — муслин, коленкор, тафта — вывозились и в Европу. В XVI в. Дели был самым большим и цветущим из всех существовавших в то время в мире городов.
В середине XVIII в. в результате феодальных усобиц и крестьянских восстаний империя Моголов распалась на отдельные владения. Раздробленная, ослабленная междоусобицами, Индия стала добычей европейских завоевателей.
Слайд 226. ИндуизмКак широкое религиозно-культурное течение индуизм возник в IV – V
вв. н . э. в эпоху империи Гуптов.К обязательным для всех индусов догматам относятся: — признание священного авторитета Вед, — учение о переселении души, — учение о карме, — идея о богоустановленности каст. От брахманизма в индуизм перешёл: — зооморфизм, узаконенное почитание животных, — пантеон богов, важнейшими из которых считаются Брахма, Шива, Вишну (индуистское триединство богов – тримурти).Другие божества являются их воплощениями или формами, олицетворявшими шакти – созидательную или разрушительную силу этих великих богов.Появились боги-спасители: Кришна, Рама, Будда.
Слайд 82. БрахманизмВо второй половине 2 тыс. до н. э. постепенно усилилась
власть жрецов-брахманов.Брахманский период относят к началу 1 тыс. до н. э.Брахманы ввели новых богов:Брахма – создатель мира,Вишну – бог солнца, бог-охранитель,Шива – божество страшной разрушительной силы, направленной против зла (цель разрушения – возрождение, создание нового).Язык религиозных текстов брахманизма – санскрит («совершенный») (Сегодня – один из 22 официальных языков Индии (наряду с хинди, майтхили и др.), язык учёных, религии).Брахманские законы – шастры.Упанишады («Сижу у ног учителя» или «Слушаю учителя») – богословские трактаты, получившие развитие в брахманский период, с 8 вв. до н.э.Насчитывают 108 упанишад, основные – 13. Не анонимны, имеют авторов.
Слайд 17В основе философии и этики буддизма лежат следующие идеи: — идея Будды
как главного из богов, — идея зависимого происхождения вещей (обусловленного существования) и теория кармы как один из её аспектов, — идея изменяемости и подчинения всего принципу причинности, — идея отрицания индивидуальной души (вытекающая из идеи о всеобщей причинности), вместо этого вводится понятие «сантана» – поток, последовательность. — идея сансарического бытия с его неудовлетворённостью и страданием, порождаемыми вожделениями и заблуждениями, вовлекающими человека в круговерть бытия – в «колесо жизни» (бхавачакра). «Колесо жизни» приводится в движение неведением. — идея прохождения пути совершенствования и выхода из сансары, достижения нирваны – состояния вне жизни и смерти – полного угасания всех психических и физических состояний и, т. о., – избавления от страданий. (По словам Далай-ламы XIV, низшее состояние нирваны характеризуется отсутствием неудовлетворённости и страдания. Высшее состояние – махапаринирвана – состояние будд, свободных от всех моральных и умственных загрязнений, мироощущение их сливается со всем бытием). — идея равенства возможностей в достижении нирваны, независимо от социального положения, касты (все люди – братья, даже если верят в разных богов), — идея ненасилия, ненанесения вреда (кто не убьёт даже мухи, тот в следующем воплощении после смерти станет более совершенным человеком).Сутра – свод высказываний Будды, утверждённый его учениками после смерти Учителя (включены более 80 тыс. высказываний).«Трипитак» – свод буддийских религиозных произведений, откровение Будды.