Credits
New World Encyclopedia writers and editors rewrote and completed the Wikipedia article
in accordance with New World Encyclopedia standards. This article abides by terms of the Creative Commons CC-by-sa 3.0 License (CC-by-sa), which may be used and disseminated with proper attribution. Credit is due under the terms of this license that can reference both the New World Encyclopedia contributors and the selfless volunteer contributors of the Wikimedia Foundation. To cite this article click here for a list of acceptable citing formats.The history of earlier contributions by wikipedians is accessible to researchers here:
Zellig_Harris history
The history of this article since it was imported to New World Encyclopedia:
History of «Zellig Harris»
Note: Some restrictions may apply to use of individual images which are separately licensed.
Дескриптивная лингвистика как форма американского структурализма
Американское языкознание конца 1920-х годов характеризовалось возникновением и развитием дескриптивной лингвистики, существующей в общем русле структурного языкознания. Данное лингвистическое направление было представлено двумя течениями:
- Йельская школа – это формально-структуралистское (дистрибутивное или собственно дескриптивное) течение, которое было представлено в Йельском университете более формальной группой последователей Леонарда Блумфилда (1887-1949 гг.) и исчерпало себя к 1960-м годам (представители – Бернард Блок, Джордж Леонард Трейджер, Чарльз Ф. Хоккет, Генри Глисон и др.);
- Анн-Арборская школа, сформировавшаяся в Мичиганском университете в виде умеренно структуралистского течения, которое в одно и то же время было близко к позициям блумфилдианской школы и сохранило этнолингвистическую и этнографическую ориентацию (представители – Чарлз Карпентер Фриз, Юджин Алберт Найда, Кеннет Ли Пайк).
Основополагающими работами дескриптивной лингвистики были труды «Введение в изучение языка» (1914 г.) и «Язык» (1933 г.), созданные американским лингвистом Леонардом Блумфилдом. Идеи, изложенные в них, впоследствии были оформлены в виде программы дескриптивного направления языкознания. А его основные принципы были сформулированы в работе «Методы в структурной лингвистике», написанной другим американским лингвистом Зеллигом Заббетаи Харрисом в 1951 году.
В дескриптивной лингвистике можно выделить следующие характерные черты, которые позволяют отличить её от европейских направлений структурализма:
- лингвистические исследования, опирались на психологию бихевиоризма и на философские системы прагматизма и позитивизма;
- следование традициям полевого исследования америндских языков, которые были унаследованы от предыдущих поколений американских лингвистов, и преимущественное использование результатов этого наблюдения в качестве основы апробации новых методов формального описания языков;
- решались прикладные задачи языкознания, в том числе по дешифровке текстов и по языковой адаптации иммигрантов, прибывших в Америку из других частей света.
Возникновение дескриптивной лингвистики было обусловлено соответствующей реакцией лингвистов:
- на неадекватность традиционной грамматики, которая была направлена на описание европейских (прежде всего, латинского) языков;
- на неприменимость сравнительно-исторического метода как такового к исследованию индейских языков, которые типологически отличаются от языков Европы;
- на невозможность лингвисту в полевом исследовании незнакомых прежде языков опереться на семантические критерии.
Специфическим методом, который используется в дескриптивной лингвистике, является дистрибутивный анализ.
Publications
- Harris, Zellig S. 1936. A Grammar of the Phoenician Language. Doctoral dissertation. Eisenbrauns. ISBN 0940490080
- Harris, Zellig S. 1939. Development of the Canaanite Dialects: An Investigation in Linguistic History. Periodicals Service Co. ISBN 0527026905
- Harris, Zellig S. 1951. Methods in Structural Linguistics. Chicago: University of Chicago Press.
- Harris, Zellig S. 1962. String Analysis of Sentence Structure. Mouton.
- Harris, Zellig S. 1968. Mathematical Structures of Language. Krieger Pub Co. ISBN 0882759582
- Harris, Zellig S. 1969. The Two Systems of Grammar: Report and Paraphrase. University of Pennsylvania.
- Harris, Zellig S. 1970. Papers in Structural and Transformational Linguistics. Dordrecht: Reidel.
- Harris, Zellig S. 1976. Notes du Cours de Syntax. Paris: Éditions du Seuil.
- Harris, Zellig S. 2001. Papers on Syntax. Springer. ISBN 9027712662
- Harris, Zellig S. 1982. A Grammar of English on Mathematical Principles. John Wiley & Sons Inc. ISBN 0471029580
- Harris, Zellig S. 1988. Language and Information. Columbia University Press. ISBN 0231066627
- Harris, Zellig S. 2001. The Form of Information in Science: Analysis of an immunology sublanguage. Springer. ISBN 9027725160
- Harris, Zellig S. 1991. A Theory of Language and Information: A Mathematical Approach. Oxford University Press. ISBN 0198242247
- Harris, Zellig S. 1997. The Transformation of Capitalist Society. Rowman & Littlefield Publishers. ISBN 0847684121
Биография
Родился в Балте; семья через четыре года после его рождения эмигрировала в США и обосновалась в Филадельфии. Окончил Пенсильванский университет (1932), там же получил докторскую степень (1934) и преподавал с 1931 г. вплоть до своей отставки в 1979 г. В Пенсильванском университете им была создана первая в США специализированная кафедра лингвистики (1946) и подготовлен целый ряд известных лингвистов-теоретиков; одним из его учеников был Н. Хомский, на формирование которого оказали большое влияние как научные, так и политические взгляды Харриса (бывшего активным сторонником сионизма социалистической ориентации и убеждённым анархистом). Был президентом Американского лингвистического общества. После 1979 г. — в Нью-Йорке, сотрудничал с Колумбийским университетом.
Life
Zellig Sabbetai Harris was born on October 23, 1909, in Balta, Russia, (today’s Ukraine). His middle name, “Sabbatai,” together with his brother’s first name, “Tzvee,” indicates his parents were the followers of Sabbatai Zevi or Tsvee (1626-1676), a Jewish rabbi who claimed to be the Messiah.
Harris came with his family to Philadelphia, Pennsylvania, in 1913, when he was four years old. A student in the Oriental Studies department, he received his bachelor’s degree in 1930, master’s degree in 1932, and doctoral degree in 1934, all from the University of Pennsylvania. He spent his whole professional life at that institution.
Harris began teaching in 1931, and went on to found the linguistics department there in 1946, the first such department in the country. He started his career in Semitic languages, and spent some time in studying Phoenician and Ugaritic. He published his Development of the Canaanite Dialects in 1939, which was a study of the early history of the Canaanite branch of West Semitic, to which the Phoenician dialects, with Hebrew, Moabite, and others belong.
In the early 1940s, Harris turned his focus to the study of general linguistics, for which he eventually became famous. In 1951, he published his Structural Linguistics, which became the standard textbook for more than a decade. He also engaged with the new field of computational linguistics, which just emerged with the advancement of first computers (Penn participated in the development of the first computer, ENIAC).
In 1966, he was named the Benjamin Franklin Professor of linguistics at the University of Pennsylvania.
Harris spent many summers working on a kibbutz in Israel. His wife, Bruria Kaufman, was a professor at the Weizmann Institute in Jerusalem, and also worked as an assistant to Albert Einstein at Princeton. Harris actively engaged in advocating for the independence of Israel, and was known as a zealous Zionist. He was active in the Avukah, the student Zionist organization of that time, which flourished on the Penn campus during Harris’ time there.
Harris retired in 1979, and died at his home in New York City, on May 22, 1992.
Legacy
Harris’ enduring stature derives from the remarkable unity of purpose which characterizes his work. His rigor and originality, as well as the richness of his scientific understanding, allowed him to take linguistics to ever new stages of generality, often ahead of his time. He was always interested in the social usefulness of his work, and applications of it abound, ranging from medical informatics, to translation systems, to speech recognition, to the automatic generation of text from data as heard, for example, on automated weather radio broadcasts. Numerous computer applications, like Medical Language Processor or the Proteus Project, can trace its roots in the Harris’ work.
Many workers have continued to extend the lines of research that he opened. Other students of Harris, besides Noam Chomsky, include Joseph Applegate, Ernest Bender, William Evan, and Maurice Gross.
Комментарии
Виктория Николаевна Ярцева
советский и российский лингвист, профессор
Алексей Дмитриевич Шмелёв
русский лингвист
Иоганнес Шмидт
немецкий лингвист, автор волновой теории языкового развития
Август Шлейхер
знаменитый немецкий языковед
Мухаммед-ага Шахтахтинский
видный азербайджанский публицист, просветитель, востоковед, языковед, педагог и общественный деятель
Закир Шакирович Шакирович
башкирский педагог и лингвист
Татьяна Владимировна Черниговская
российский биолог, лингвист и психолог, специализируется в вопросах нейронауки и психолингвистики, а также Theory of mind
Джон Чедвик
британский лингвист, специалист по древнегреческому языку, завершивший дешифровку критского Линейного письма Б, которую начал Майкл Вентрис
Вклад в науку
Лингвистическую деятельность Харрис начал как семитолог. Его ранние работы 1930-х гг. по малоизученным тогда угаритскому, финикийскому и другим западносемитским языкам были высоко оценены специалистами, хотя они были выполнены всецело в рамках традиционной семитской филологии и не предвещали будущего теоретического новаторства; за полное описание грамматики финикийского языка Харрис получил докторскую степень. Любопытно, что научный путь Хомского начинался во многом сходным образом — с исследования по морфонологии иврита.
Noam Chomsky — What exactly is terrorism?
Все видео
С конца 1940-х гг. Харрис начинает интересоваться проблемами общей теории языка и, главным образом, методологии лингвистического описания. В своих работах он ставит задачу построения законченной формальной теории языка, систематизирующей позитивистские принципы блумфилдианского дистрибутивного анализа формы без обращения к значению. Историками науки именно Харрис признаётся самым бескомпромиссным в американской лингвистике сторонником утопической идеи исключения семантики из дескриптивных лингвистических процедур. Этот «антисемантический» пафос Харриса также непосредственно повлиял на идеологию хомскианства, составляя одну из наиболее ярких отличительных черт последнего.
Важнейшим вкладом Харриса в лингвистическую теорию является понятие трансформации, впервые эксплицитно введённое им в статье 1957 г. (на основе более ранних работ) и в дальнейшем развитое в ряде монографий 1960-х гг. Как известно, понятие трансформации играет ключевую роль и в ранних вариантах трансформационной порождающей грамматики Хомского. Среди хомскианцев принято считать, что Хомский пришёл к этой идее независимо от Харриса и разработал её гораздо последовательнее; в любом случае, следует, по-видимому, признать приоритет Харриса в самой постановке этой проблемы.
В тот же период Харрис начинает разрабатывать методологию дискурсивного анализа, основанного на теории информации; идеи Харриса о «движении информации в дискурсе» нашли частичное продолжение в более поздних работах в рамках теорий коммуникативного синтаксиса и др. Им был предложен так наз. «алгоритм Харриса», позволяющий определять степень информативности знака в тексте.
В дальнейшем (в 1970—1980-е гг.) Харрис выдвинул ряд оригинальных формальных теорий языка, которые, однако, не привлекли внимания американского лингвистического сообщества и остались на периферии лингвистики этого периода, где доминировало противостояние хомскианской и «функциональной» парадигмы. По мнению ряда исследователей, поздние работы Харриса, не востребованные современниками, содержат значительный потенциал и могут ещё сыграть свою роль в развитии лингвистической мысли. Многие работы Харриса переведены на французский язык, и в настоящее время существует попытка разработки идей Харриса во Франции в рамках синтаксической школы его ученика Мориса Гросса (1943—2001).
Описание других направлений американского структурализма
Вторым после дескриптивной лингвистики значительным направлением американского структурализма является тегмемика, которая сформировалась в русле Анн-Арборской школы и стремилась выявить и изучить языковые закономерности в связи с социокультурным поведением.
Формирование тагмемики было обусловлено общественной необходимостью перевода Библии на ещё не изученные языки (так называемые «экзотические» языки), а также сильным воздействием дистрибутивной лингвистики (концепции блумфилдианского направления).
Многие основополагающие идеи тагмемики были изложены американским лингвистом и антропологом Кеннетом Ли Пайком (1912-2000 гг.) в трёхтомном сочинении «Язык в отношении к интегрированной теории структуры человеческого поведения» (1954-1960 гг.).
В 1960-х годах был разработан цепочный анализ. Его создателями были З. З. Харрис и Роберт Э. Лонгейкр, которые желали что-то противопоставить методу грамматики фразовых структур. Цепочный анализ представляет собой метод исследования иерархических отношений линейно развёрнутых элементов внутри многочленных цепочек.
Кроме того, З. Харрис разработал зачатки метода трансформационного анализа, который выявлял сходства и различия, существующие между синтаксическими конструкциями. Первоначально считался дополнением к дистрибутивному анализу, который должен был сохранить неизменным лексический состав исследуемого предложения, но затем это ограничение было снято и данный метод стал использоваться самостоятельно.
На основе принципов дескриптивной лингвистики в 1966 году была разработана стратификационная (уровневая) грамматика – ещё одно направление в русле американского структурализма. Она сыграла существенную роль в развитии одного из раздела мировой лингвистики — компьютерной (вычислительной) лингвистики. Согласно её концепции, язык является достаточно сложной структурой, которая представляет собой сеть отношений между иерархически упорядоченными системами/подсистемами.
Таким образом, результаты исследований, проведённых в русле американского структурализма, оставили значительный след в развитии мирового языкознания, что, в частности, было выражено в разработке процедур точного формального анализа языка и использовании логических и математических методов.
ReferencesISBN links support NWE through referral fees
- Koerner, E. F. Konrad. 1993. «Zellig Sabbettai Harris: A Comprehensive Bibliography of his Writings 1932-1991» in Historiographia Linguistica XX. 509-522.
- Murray, Stephen O. 1994. Theory Groups and the Study of Language in North America. Philadelphia: John Benjamins.
- Nevin, Bruce E. 1993. «A Minimalist Program for Linguistics: The Work of Zellig Harris on Meaning and Information» in Historiographia Linguistica XX, 2/3, 355-398.
- Nevin, Bruce E. 2002. The Legacy of Zellig Harris: Language and Information into the 21st Century (Volume 1). John Benjamins Publishing Co. ISBN 1588112462
- Watt, W.C. 2005. Zellig Sabbatai Harris: A Biographical Memoir. The National Academy Press. Retrieved on March 5, 2007.