Павел мельников-печерский: почему старообрядцы называют его «дьяволом»

Гнать? Или проповедовать?

В 1952 году из-за появления на территории Австрии раскольничьего митрополита Антония, чиновника вызвали в Петербург. Власти посчитали, что раскольники могут стать угрозой в случае войны с Австрией.

Мельникову поручили выяснить численность сектантов в Нижегородской губернии. Во главе экспедиции он за год обследовал 3 700 населенных пунктов, в которых было найдено 172 тыс. раскольников. Официальная статистика насчитывала всего 20 тысяч сектантов. Николай I, ужаснувшись количеству, велел ликвидировать скиты на Керженце и привлечь к ответственности чиновников.

Была запрещена торговля книгами на Нижегородской ярмарке. Дом книготорговца Головатикова был взломан ночью, его жители были согнаны в одну комнату, а дом обыскан, Мельников изъял 15 икон, из которых две были работы Андрея Рублева. Еще 50 икон было изъято из книжной лавки на Нижнем Базаре.

За службу Мельников был дважды награжден орденами Анны II и III степени.

Свое служение государству он считал делом жизни, раскольничество – «язвой», а причиной раскола – низкую нравственность церковных служащих. Он даже подготовил доклад, в котором указал меры по ликвидации раскола, среди которых миссионерство занимало важную роль. Мельникова стал понимать, что многие остаются в расколе по неведению.

Его идеи были негативно восприняты духовенством. Мельникова снова сравнивали с Саулом, но теперь это исходило от православного клира.

биография

Он родился в дворянской семье со скромным достатком, детство провел в провинциальной среде Заволжья . В десять лет поступил в нижегородскую гимназию . Его учитель ботаники заставил его прочитать Бюффона, что показало его влечение к природе. Он бросил школу в возрасте 15 лет и был принят на стипендию в Казанский федеральный университет, который окончил в 1837 году по специальности филолог .

В студенческие годы увлекся литературой благодаря открытию произведений Пушкина и Гоголя, а также очерков Белинского . Хотя карьера преподавателя в университете кажется ему обещанной, он допускает некоторые эксцессы во время студенческого запоя, и в качестве наказания его отправляют в Пермь, где он преподает историю и статистику. Однако уже в 1838 году он был переведен в свой родной город Нижний Новгород, где продолжал преподавать на кафедре французского языка.

Он опубликовал краткие путевые заметки в литературном обзоре Annales de la Patrie в 1839 году, затем свой первый рассказ в Literatournaïa gazeta в 1840 году. Последний был истощен критиками, которые увидели в нем лишь бледное подражание Гоголю. Затем Мельников на 12 лет отвернулся от литературы и вместо этого занялся археологией . Он также назначен представителем правительства России на переговорах со старообрядцами, которые все еще сопротивляются Расколу патриарха Никона . Поначалу бескомпромиссный по отношению к обскурантизму старообрядцев, он в конечном итоге стал пропагандировать терпимость по отношению к ним, отношение, которое лучше созвучно его либеральным идеям, проистекающим из философии Просвещения .

В 1852 году он опубликовал Красильникова в обзоре Le Moscovite, рассказе, за которым следуют рассказы, в основном опубликованные в Le Messager Russe, в которых он критиковал крепостное право, коррупцию на всех уровнях российского общества и домашний деспотизм.Жертвами часто становятся женщины. Критики салютовать неоспоримое качество этих текстов и место Мельникова вместе с Михаилом Салтыковым-Shchredrin среди лучших сатириков этих 1850s . Но из-за самой правильности этого сатирического дискурса официальная цензура запретила публикацию первого сборника рассказов Мельникова в 1853 году.

Только в 1861 году был опубликован его первый роман « Гриша», более популярное произведение, но композитор Модест Мусоргский выбрал отрывок, чтобы интегрировать его в свою оперу « Борис Годунов», либретто которой взято из одноименной трагедии Пушкина.

С 1866 года Мельников, который в то время вышел на пенсию, решил жить в Москве, чтобы все свое время посвящать писательству. Он много издает, иногда под псевдонимом Андрей Печерский, чтобы зарабатывать на жизнь своим пером. Он также часто бывал в литературной среде столицы и завязал дружеские отношения с писателями Алексеем Писсемским и Аполлоном Майковым, но более конфликтные отношения с Николаем Некрасовым . Из этого периода выделяются публикации нескольких исторических романов, в частности «Княгиня Тараканова и княгиня Владимирская» (1867 г.).

Последние десять лет он снова живет в Нижнем Новгороде, где пишет свои основные произведения, среди которых выделяется богатый роман « В лесах» (1874 г.), поздний перевод которого на французский язык Сильви Луно в Галлимаре в 1957 г. приз за лучшие иностранные книги .

«Ослеп, как Саул»

В 1847 году Мельников стал чиновником особых поручений при генерал-губернаторе Михаиле Александровиче Урусове, и взялся за искоренение сектантства. Он заметил, что раскольники охотно переходят в единоверие под угрозой отдачи в рекруты. Выяснив это, он составил план, по которому отдавать в солдаты следовало прежде всего сектантов, начиная с самых богатых. Детей, рожденных от родителей, венчанных беглыми священниками или наставниками в беспоповских сектах следовало отдавать в кантонисты (в военные школы для малолетних) как незаконнорожденных. План был представлен императору Николаю I, который в 1850 году повелел провести ревизию всех женщин и детей сектантов, чтобы никто не мог сойти с очереди в рекруты.

Помощь в действиях Мельников получил от нижегородского епископа Иакова (Вечеркова) – ярого борца с расколом. Одним из совместных дел стало разоблачение монаха Варлаама, который оказался беглым крестьянином из-под Калуги.

По приказу епископа Мельников во время следствий изымал литературу и иконы, которые старообрядцы считали чудотворными.

Например, из Гарпанского скита им была изъята Казанская икона Богоматери, а из Оленевского – образ Николая-угодника. Вскоре раскольники стали прятать иконы, ставя их за другими и потаённо затепляя лампады. Но Мельников при входе в скиты сразу же велел тушить свечи, и по свету от лампад находил образа.

После этого раскольники прозвали его дьяволом; как пишет в труде «Павел Мельников (очерки жизни)» исследователь Валентина Павловна Соколова, он стал героем фольклора, которого наделяли жуткими чертами.

Нижегородский земский деятель Александр Серафимович Гациский приводил в журнале «Древняя и Новая Россия» раскольничью байку, по которой Мельников, забрав образ Казанской Богородицы, якобы ослеп «на плотине у речки Белой Санохты», словно гонитель христиан Саул, но позже зрение ему «было возвращено дьяволом».

Заметки

«Велика, обширна ты, матушка наша, земля святорусская! … Вволю простора, вволю раздолья! Всех, матушка, кормишь, одеваешь, обуваешь, всем, мать-кормилица, хлеба даешь – и своим, и чужим …».

Помните? Да-да. Это слова известного писателя П.И.Мельникова-Печерского. Написал он о нашем крае в книге «На горах». Так возвышенно и патриотично он написал о крае, с которым была связана его жизнь, которому он посвятил свои произведения, который он прекрасно знал и восхищался.

Но мало кто знает, что Павел Иванович Мельников несколько раз бывал в Лукоянове, хорошо знал положение дел в уезде. Его знакомство с нашим городом произошло случайно и не по его воле.

Случилось это в 1820-24 годах. В своей биографии Павел Иванович пишет: «Мои воспоминания начинаются с пятилетнего возраста. (пять лет ему исполнилось в 1824 году) Нас было в то время трое сыновей, я, брат Николай и Федор, родившийся в 1823 году в Лукоянове, где по выходу из военной службы служил мой отец по дворянским выборам. Иван Иванович Мельников в эти годы служил в уездном земском суде. В этом же Лукоянове жил родной дядя моей матери Николай Петрович Сергеев. У него была предобрейшая жена, впрочем, безграмотная, вывезенная из Сибири, Александра Кузьминична».

Маленький Пашинька, как звали его родители и близкие родственники, не мог знать, какие страсти разгорятся здесь, в заброшенном богом Лукоянове. Родной дядя его Николай Петрович с женой были людьми пожилыми, а детей своих не имели. Когда родился у Мельниковых Феденька, дед упросил отца с матерью отдать его им «в дети». Именно так напишет позднее в своих воспоминаниях Павел Иванович. Бездетная чета Сергеевых слезно умоляла Мельниковых передать Феденьку к ним на воспитание, даже обещание дали – все свое наследство переписать на малыша. Для Мельниковых такое предложение было не совсем понятным. Как же могли они отказаться от своего сына?

А с другой стороны, интеллигентная семья Мельниковых, никак не хотела обидеть близких им людей. Тогда на совместном совете приняли решение, что Николай Петрович и его жена будут крестными Федора, и таким образом могут помогать воспитывать крестника. Феденька был крещен в доме Николая Петровича. И пока Сергеевы были во здравии, всячески опекали своего любимца. Эту трогательную историю Павел Иванович услышит от матери, когда уже Сергеевых не будет на этом свете. А Федор Иванович проживет короткую жизнь и скончается в начале 60-х годов девятнадцатого столетия в Брянске в чине полковника артиллерии.

В следующий раз Мельников-Печерский посетит Лукоянов в 1846 году, когда вместе с академиком Н.И.Железновым и профессором агрономии Московского университета Я.А.Линовским изучал экономическую ситуацию в нашем регионе. В это время Павел Иванович был избран Действительным членом Императорского Русского Географического общества и занимался описанием истории Нижегородской губернии. Данная поездка носила ознакомительный характер. Они исследовали Лукояновский и соседний с ним уезды. В последующие годы, когда он будет служить чиновником по особым поручениям при губернаторе, собранные данные помогут составить объективную записку о состоянии дел в губернии. ( 3)

Но на этом исторические параллели не заканчиваются. Следует вспомнить еще одну дату. 19 сентября 1853 года – день женитьбы Павла Ивановича. Обряд венчания состоялся в Никольской церкви, что в нескольких верстах от д.Ляхово, в родовом имении невесты писателя. А венчал новобрачных священник Добролюбов, отец Н.А.Добролюбова! Символическое совпадение.

Деятельность Мельникова-Печерского была связана с Нижегородской губернией. Большую часть жизни он посвятил изучению истории нашего края. Будучи чиновником по особым поручениям при губернаторе, он мог совершать длительные поездки по губернии, знакомиться с особенностями жизни, быта нижегородцев. Он знал реальное, а не преподносимое газетами состояние дел почти по всем уездам. Это его беспокоило

В письме к А.С.Гацисскому (1869г) он обращает внимание на тот факт, что в газетах корреспонденты приукрашивают реальное положение дел в сельском хозяйстве. «У нас привыкли думать, что Нижегородская губерния – богатая губерния; привыкли в Нижегородской губернии думать, что Лукояновский уезд – золотое дно ея, с обеспеченным вполне населением»

( 4)

«Письма о расколе»

В 1857 году Мельникову поручили составить полное историко-догматическое учение разных сект и подробное описание раскола. Это привело к появлению в 1862 году «Писем о расколе», которые печатались в «Северной пчеле» и произвели впечатление на духовенство. К этому времени Мельников отбросил идею, что раскольники могут представлять опасность для страны. Это нашло подтверждение во время польского восстания 1863 года, когда с поляками сражались целые раскольничьи села.

В 1866 году Павел Иванович Мельников уволился со службы и посвятил себя литературной деятельности. Его главными трудами стали романы «В лесах» (1871 год), «На горах» (1876 год) и множество рассказов, в которых он использовал материал, собранный за годы командировок.

Умер Павел Иванович в 1883 году в Нижнем, так и не дождавшись принятия закона о гражданских правах сектантов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: