Дружинин, александр васильевич

«Современник»

Дебютировал в печати повестью «Полинька Сакс» («Современник»; 1847, № 12)

Повесть обратила на себя доброжелательное внимание публики и критики. Она воспринималась как произведение «натуральной школы», написанное в духе жорж-сандизма

В описании женской любви оказался предшественником И. С. Тургенева. Образ энергичного деятеля-практика Константина Сакса предвосхищает образы Штольца из романа И. А. Гончарова «Обломов» и Калиновича из романа «Тысячи душ» А. Ф. Писемского. Главные темы следующего произведения «Рассказ Алексея Дмитрича» («Современник», 1848, № 2) — судьба «лишнего человека», семейный гнёт, гибельное самопожертвование героини. Повесть «Лола Монтес», как и весь «Иллюстрированный альманах» Н. А. Некрасова (Санкт-Петербург, 1848), была запрещена цензурой.

Социальная проблематика ослаблена в последующих произведениях Дружинина, носивших преимущественно развлекательный характер: рассказы «Фрейлейн Вильгельмина» («Современник», 1848, № 6), «Художник» («Современник», 1848, № 7), роман «Жюли» («Современник», 1849, № 1), комедии «Маленький братец» («Современник», 1849, № 8), «Шарлотта Ш-ц. Истинное происшествие» («Современник», 1849, № 12), «Не всякому слуху верь» («Современник», 1850, № 11).

По инициативе Дружинина в «Современнике» появились ежемесячные лёгкие очерки текущей периодики. С января 1849 начались регулярные публикации его «Писем иногороднего подписчика в редакцию „Современника“ о русской журналистике» (с перерывами до апреля 1854). Вскоре в «Современнике» были введены аналогичные обзоры зарубежной литературы: «О современной критике во Франции» (1850, № 10—12), «Письма иногороднего подписчика об английской литератур и журналистике» (1852, № 12; 1853, № 3, 4, 10; 1856, № 4). Дружинин публиковал историко-литературные и литературно-критические очерки: цикл статей о романистах (С. Ричардсоне, О. Голдсмите, графе де Трессане, А. Радклиф, О. де Бальзаке («Современник», 1850, № 1—5, 9— 10); «Джонсон и Босвелль» («Библиотека для чтения», 1851, т. 110; 1852, т. 111, 112, 115, 116); «В. Скотт и его Современники» («Отечественные записки», 1854, № 3, 4, 6, 9, 10); «Жизнь и драматические произведения Р. Шеридана» («Современник», 1854, № 1, 9, 10); «Г. Крабб и его произведения» («Современник», 1855, № 11, 12; 1856, № 1—3, 5); статьи о Дж. Ф. Купере, Ч. Диккенсе, У. Теккерее («Современник», 1853, № 11; 1854, № 1, 2).

В журнале появилось также его «Воспоминание о русском художнике П. А. Федотове» («Современник», 1853, № 2).

Широкую известность Дружинину принесли юмористические фельетоны о петербургской жизни («Сентиментальное путешествие Ивана Чернокнижникова по петербургским дачам…»; «Современник», 1850, № 7, 8, 12), публиковавшиеся затем в различных журналах и газетах: «Заметки петербургского туриста» («Санкт-Петербургские ведомости», 1855, № 8—280; 1856, № 3—97), «Заметки и увеселительные очерки петербургского туриста» («Библиотека для чтения», 1856, т. 140; 1857, т. 141, 145), «Заметки петербургского туриста» («Искра», 1860, № 1, 38, 39, 47—50), «Новые заметки петербургского туриста» («Век», 1861, № 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 24, 42), «Увеселительно-философские очерки петербургского туриста» («Северная пчела», 1862, 28 октября — 16 декабря; 1863, 6, 20 января).

В «Современнике» печатались также переводы Дружинина. Первыми были стихотворения Дж. Байрона («Современник», 1853, № 1; 1854, № 1). Перевёл несколько трагедий У. Шекспира: «Король Лир» («Современник», 1856, № 12), «Кориолан» («Библиотека для чтения», 1858, т. 152), «Король Ричард III» («Современник», 1862, № 5), «Жизнь и смерть короля Джона» (посмертно, «Современник», 1865, № 7).

Литературно-критическая деятельность

Эстетические взгляды Дружинина сформулированы в статьях «А. С. Пушкин и последнее издание его сочинений» (1855, т. 130) и «Критика Гоголевского периода русской литературы и наши к ней отношения» (1856, т. 140). Последняя направлена против «Очерков гоголевского периода русской литературы» Н. Г. Чернышевского. В статьях противопоставляются Пушкин как идеально «гармоничный и светлый писатель», «свободное», «аристократическое» искусство, а также критика, ориентированная на вечные ценности, с одной стороны, и гоголевская школа в литературе, выпячивающая грязные и темные стороны жизни, и связанная с этой школой «дидактическая» критика (от В. Г. Белинского до Чернышевского), подчиняющая литературу злободневным внешним социальным целям и агитирующая за «отрицательное направление».

Эти идеи развивались в статьях «Очерки из крестьянского быта А. Ф. Писемского» (1857, т. 141), «Повести и рассказы И. С. Тургенева» (1857, т. 141—143), в рецензиях на повести Л. Н. Толстого (1856, т. 139, 140) и других. Вместе с тем Дружинин за знание быта и жизненную правду высоко оценивал произведения Толстого, Писемского, М. Е. Салтыкова-Щедрина. Мастерство анализа лирической поэзии воплотилось в статьях «Стихотворения А. А. Фета» (1856, т. 137) и «Стихотворения А. Н. Майкова» (1859, т. 153). В рецензии на роман И. А. Гончарова «Обломов» (1859, т. 158) Дружинин, полемизируя с Н. А. Добролюбовым, подчеркивал нравственную чистоту Обломова и ставил его выше Ольги и Штольца. Рецензируя сочинения Белинского (1860, т. 159) Дружинин высоко оценил его значение для русской литературы и критики.

Дружинина считают первым русским критиком и литературоведом, который широко освещал историю и современное состояние английской, французской, отчасти американской литератур. В литературно-критических статьях не использовал традиционного пересказа сюжетов и подробное рассмотрение образов

Основное внимание уделял идейно-эстетическому ядру и нравственным аспектам произведений. Критическим статьям Дружинина свойственны аргументированные теоретические вступления и выводы.

Литература

  • К. Чуковский. Толстой и Дружинин в 60-х гг. — В книге: К. Чуковский. Люди и книги. М., 1958.
  • Н. И. Пруцков. «Эстетическая» критика (Боткин, Дружинин, Анненков). — В книге: История русской критики. Т. 1. Москва — Ленинград, 1958.
  • А. А. Демченко. Из истории полемики Н. Г. Чернышевского с Дружининым. — В книге: Н. Г. Чернышевский. Статьи, исследования, материалы. Вып. 4. Саратов, 1965.
  • В. П. Мещеряков. Чернышевский, Дружинин и Григорович. — В книге: Чернышевский. Эстетика. Литература. Критика. Ленинград, 1979.
  • А.Осповат. Короткий день русского «эстетизма» (В. П. Боткин и Дружинин). — «Литературная учёба». 1981, № 3.
  • Б. Ф. Егоров. Борьба эстетических идей в России середины XIX в. Ленинград, 1982.
  • Н. Н. Скатов. Дружинин — литературный критик. — Русская литература. 1982. № 4.
  • А. М. Бройде. А. В. Дружинин. Жизнь и творчество. Copenhagen, 1986.
  • Б. Ф. Егоров. Дружинин. — Русские писатели. 1800—1917. Биографический словарь. Т. 2: Г — К. Москва: Большая Российская энциклопедия, 1992. С. 187—190.

Дружинин Александр Васильевич

Дружинин Александр Васильевич Родился: 8 (20) октября 1824 года.
Умер: 19 (31) января 1864 года.

Биография

Александр Васильевич Дружинин (8 октября 1824, Санкт-Петербург — 19 декабря 1864, там же) — русский писатель, литературный критик, переводчик Байрона и Шекспира; инициатор создания Общества для пособия нуждающимся литераторам и учёным.

Дворянского происхождения. Получил домашнее образование, учился в Пажеском корпусе (1841—1843). Служил в лейб-гвардии Финляндском полку и сблизился с сослуживцем П. А. Федотовым, впоследствии известным художником. Дружинин заведовал полковой библиотекой и много читал. По слабому здоровью и желанию посвятить себя литературе в январе 1846 вышел в отставку в чине подпоручика и в феврале поступил в канцелярию Военного министерства. С 1847 публиковал в журнале («Современник» свои рассказы, повести, романы, позднее также очерки текущей периодики и литературно-критические статьи. В ноябре 1849 был выведен за штат без жалованья; с января 1851 в отставке (коллежский асессор).

В редакционном кружке «Современника» с конца 1840-х по конец 1850-х годов Дружинин был близок с Д. В. Григоровичем, И. С. Тургеневым и в особенности с П. В. Анненковым и В. П. Боткиным, с которыми его сближали не только литературно-эстетические предпочтения, но и житейские развлечения. Под заметным влиянием Дружинина и его теории «чистого искусства» в 1856—1858 находился Л. Н. Толстой.

С начала 1850-х годов Дружинин, помимо «Современника», был близок к кругу журнала О. И. Сенковского «Библиотека для чтения». В 1856 Дружинин по приглашению издателя «Библиотеки для чтения» В. П. Печаткина возглавил журнал. В 1860 Дружинин передал редактирование А. Ф. Писемскому, который уже был к тому времени его соредактором. Сотрудничал в журналах «Отечественные записки», «Искра», «Русский вестник» и газетах «Санкт-петербургские ведомости», «Северная пчела». В «Журнале садоводства» поместил статью «Заметки о садоводстве в Петербургской губернии» (1856, т. 2). В журнале «Век» в 1861 был соредактором П. И. Вейнберга.

В ноябре 1856 на обеде у графа Г. А. Кушелева-Безбородко Дружинин предложил создать по образцу английского Literary fund Литературный фонд. На эту же тему он опубликовал статью «Несколько предположений по устройству русского литературного фонда для пособия нуждающимся лицам учёного и литературного круга» («Библиотека для чтения», 1857, т. 146). Организованное благодаря настойчивости Дружинина в 1859 в Санкт-Петербурге Общество для пособия нуждающимся литераторам и учёным просуществовало около 60 лет.

Умер от чахотки. Похоронен на Смоленском православном кладбище в Санкт-Петербурге, рядом с матерью и отцом. Смерть и похороны прошли почти не замеченными; заслуги Дружинина перед русской литературой отметили Н. А. Некрасов в некрологе («Современник», 1864, № 1) и И. С. Тургенев в поминальной речи («Русский инвалид», 1864, 18 февраля).

Заметки

Александр Васильевич Дружинин родился 8 октября 1824 году в Санкт- Петербурге.

Отец его, действительный статский советник Василий Федорович Дружинин (точная дата рождения В. Ф. Дружинина не установлена, скорее всего, в период с 1771 по 1776 гг.), служил при императрице Екатерине в лейб–гвардии Измайловском полку, при императоре Павле перешел в армию, принимал участие в Швейцарском и Итальянском походах, был с отрядом Римского-Корсакова под Цюрихом, где был ранен. В 1800 г. ему был присвоен чин штабс–капитана. Но полученная рана заставила его перейти в гражданскую службу, на которой он и оставался до своей смерти. Родом он был из дворян Смоленской губернии.

Мать А. В. Дружинина – Мария Павловна, происхождение и дата рождения неизвестны. В некоторых источниках называется 1774 г. (вполне возможно родилась позднее). Первым браком была за Федором Даниловичем Ширяевым, который был родом из Тульской губернии, принимал участие в русско–турецкой войне 1789–1790 гг., при штурме Измаила, Итальянском и Швейцарском походах Суворова, в т.ч. переправе через знаменитый Чертов мост, дослужился до чина полковника (РГВИА. Ф. 489. Оп. 1 Д. 1515). После ранения в одном из походов Суворова, командовал в Москве инвалидной ротой, скончался в 1813 г. и похоронен в Москве на кладбище Свято–Андрониева монастыря (Московский некрополь, т. 3, с. 357). У Ф. Д. и М. П. Ширяевых было трое детей, двое из которых сын и дочь скончались в малолетнем возрасте, а третий Николай, офицер, служил в 40–х годах XIX века на Кавказе, умер в 50–е годы. В Дневнике А. В. Дружинина не упоминается о его встречах со сводным братом. В 1818 г. Мария Павловна выходит замуж за коллежского советника В. Ф. Дружинина.

Как указывает Н. Б. Алдонина в своей монографии (стр. 56), сохранилась копия свидетельства о бракосочетании коллежского советника В. Ф. Дружинина со вдовой умершего Военно–подвижной инвалидной 19–й роты полковника и кавалера Ф. Ширяева Марией Павловной, состоявшемся 26.08.1818 г. в церкви Двенадцати апостолов при Почтовом департаменте (РГАЛИ. Ф. 167. Оп. 1. Ед. хр. 627).

В 1819 г. у Дружининых рождается сын Андрей, в 1821 г. – Григорий, а в 1824 г. – Александр.

http://www.gdovuezd.ru/usadjba-a-v-drudjinina.html

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: