Примечания, ссылки и источники
Примечания
- Спектакль был вдохновлен одной из картин Уильяма Хогарта Брак в стиле модерн» , написанной в середине 1740-х годов.
- В последние годы жизни Стендаль немного пересмотрел свою оценку Чимарозы, обнаружив, что его больше привлекает гармоническое богатство и непредсказуемость Моцарта и Россини.
Ссылки
- Ланфранчи, Ариэлла (1981). «ЧИМАРОЗА, Доменико» . Dizionario Biografico degli Italiani (на итальянском языке). Том. 25.
- ^ , стр. 15, 17
- , с. 17.
- ^ , с. 367.
- ^ Капелл, Ричард , «Per il bicentenario della nascita di Domenico Cimarosa» , Music & Letters , октябрь 1950 г., стр. 350–352 (требуется подписка)
- ^ Джонсон Дженнифер Э. и Гордана Лазаревич. «Cimarosa, Domenico — Life» , Grove Music Online , Oxford University Press, 2001. Проверено 21 ноября 2018 г. (требуется подписка)
- ^ , с. 180
- ^ , с. 368.
- ^ Энгель, Карл. «Заметка о « Il Matrimonio Segreto Доменико Чимарозы » , The Musical Quarterly , апрель 1947 г., стр. 201–206.
- Стивенсон, Роберт и Мануэль Карлос Де Брито. Лиссабон », Grove Music Online , Oxford University Press, 2001. Проверено 21 ноября 2018 г. (требуется подписка)
- ^ Джонсон Дженнифер Э. и Гордана Лазаревич. «Cimarosa, Domenico — Works» , Grove Music Online , Oxford University Press, 2001. Проверено 21 ноября 2018 г. (требуется подписка)
- , с. 170.
- «Доменико Чимароза Концерт для гобоя до мажор / до минор» , веб-сайт Allmusic, по состоянию на 25 ноября 2018 г.
- Цитируется по , p. 46
- ^ Лоу, Роберт В. «Анри Бейль и Доменико Чимароза» , The French Review , февраль 1960 г., стр. 334–340 (требуется подписка)
Источники
- Эта статья включает текст из публикации, находящейся сейчас в общественном достоянииChisholm, Hugh, ed. (1911). Чимароза, ДоменикоБританская энциклопедия . Том. 6 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 367–368.
- Холден, Аманда (1997) . Путеводитель по опере пингвинов . Лондон: Книги пингвинов. ISBN 978-0-14-051385-1.
- Осборн, Ричард (2007). Россини (второе изд.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-518129-6.
- Райли, Чарльз А. (2001). Аристократия и современное воображение . Ганновер, Нью-Гэмпшир: Университетское издательство Новой Англии. ISBN 978-1-58465-151-2.
- Росси, Ник; Фаунтлерой, Талмейдж (1999). Доменико Чимароза: его жизнь и его оперы . Вестпорт: Гринвуд Пресс. ISBN 978-0-313-30112-4.
Доменико Чимароза (Cimarosa)
Доменико Чимароза (Cimarosa)
(17. XII. 1749, Аверса — 11. I. 1801,
Венеция)
Итальянский
оперный композитор, один из ведущих представителей подлинно итальянской оперы.
Чимароза родился 17 декабря 1749 в Аверсе. Он был сыном бедного каменщика и
прачки. В 1756 семья Чимарозы поселилась в Неаполе. Вскоре скончался отец, и
Доменико отдали в монастырскую школу в Пендино. В 1761 он получил доступ в
консерваторию «Санта Мария ди Лорето» (старейшую из четырех прославленных
неаполитанских консерваторий). Здесь Чимароза учился музыке, преимущественно
игре на скрипке, клавесине и пению. В 1772 женился на Гаэтане Палланте, дочери
богатого музыкального импресарио. Гаэтана умерла год спустя, и о дальнейших
событиях в жизни Чимарозы почти ничего не известно. По-видимому, он почти сразу
же вступил во второй брак. Во всяком случае его новая подруга (возможно, вторая
жена) родила двух детей и вскоре после этого скончалась. Третья жена Чимарозы
умерла в 1796, подарив ему сына Паоло.
Первая
опера Чимарозы «Причуды графа» (Le stravaganze del conte) была
поставлена в Неаполе в 1772. После этого он жил попеременно в Риме и Неаполе,
совершая иногда путешествия на север; писал и ставил оперы и вскоре был признан
главным соперником Паизиелло, в ту эпоху корифея итальянской оперы.
В
1787 Чимароза был приглашен придворным композитором ко двору русской
императрицы Екатерины II. Первым заказом, который он получил по прибытии в
Петербург, стал реквием на смерть жены неаполитанского посла. В течение четырех
лет, проведенных Чимарозой в России, он сочинил пять больших опер и много произведений
в других жанрах. В 1791 испросил разрешения вернуться на родину ввиду
расстроенного здоровья, однако из России поехал не в Италию, а в Вену, где
занял должность придворного капельмейстера (сменив А. Сальери). В Вене
появилась наиболее известная опера Чимарозы «Тайный брак» (Il
matrimonio segreto, 1792).
В
1793 Чимароза наконец добрался до Неаполя, где провел в нищете последние годы
жизни. Вдохновленный идеями Великой французской революции, композитор с
восторгом встретил провозглашение в Неаполе республики, осуществленное при
поддержке французской армии, и даже сочинил по этому случаю Патриотический
гимн. Когда через несколько месяцев монархия была восстановлена, композитора
обвинили в сотрудничестве с оккупантами, посадили в тюрьму, а его портрет был
символически сожжен. Король Фердинанд помиловал его, но условием был
немедленный выезд из Италии. Чимарозе пришлось вновь отправиться в Петербург,
где он некогда блистал, но в дороге музыкант скоропостижно скончался. Слух о
том, что Чимароза был отравлен, распространился настолько широко, что
неаполитанские власти послали специального врача для составления официального
отчета о смерти композитора.
В
наследии Чимарозы 66 опер, 10 кантат, 4 политических гимна, 40 сонат для
клавесина, концерт для двух флейт, 8 дуэтов, 3 оратории, реквием, заупокойная
месса, Credo и много иных произведений в церковных жанрах.
Важнейшими
достоинствами музыки Чимарозы являются ее живость, изобретательность,
искрящееся веселье и блестящая инструментовка. Главный вклад композитора в
развитие оперного жанра – введение заключительных ансамблей, подытоживающих
развитие действия в картине или акте.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта
Репутация
Джонсон и Лазаревич пишут, что репутация Чимарозы при его жизни достигла непревзойденной высоты до расцвета Россини, и он продолжал пользоваться большим уважением в 19 веке. Эжен Делакруа предпочитал музыку Чимарозы музыке Моцарта . Он писал о Il matrimonio segreto : «Это само совершенство. Ни у одного другого музыканта нет такой симметрии, этой выразительности и чувства уместности, этой веселости и нежности и, прежде всего… несравненной элегантности». Стендаль писал, что Чимароза, Моцарт и Шекспир были единственными увлечениями его жизни. Для Стендаля Чимароза был « Мольером композиторов», и он утверждал, что виделIl matrimonio segreto более 100 раз.
Гектор Берлиоз , ненавидевший итальянскую оперу, не был ее поклонником: «Я должен выбросить к черту уникальное и бесконечное « Матримонио Сегрето », которое почти так же утомительно, как «Женитьба Фигаро» , хотя и не столь музыкально». Роберт Шуман был впечатлен «абсолютно мастерской» оркестровкой Чимарозы, но не более того. Эдуард Ханслик высоко оценил прекрасные способности Чимарозы, виртуозные композиционные ходы и хороший вкус. «Полный солнечного света — вот правильное выражение музыки Чимарозы».
Работы
Хотя Чимароза написал значительное количество инструментальных материалов. и церковной музыки, он был и остается самым известным благодаря своим операм. Он был известен своей способностью как композитор, хотя он часто повторно использовал материал, как это было обычно в его время, и нанимал помощников для выполнения рутинных задач, таких как сочинение речитативов. В статье о Чимарозе в «Словаре музыки и музыкантов Гроува» (2001) Дженнифер Э. Джонсон и Гордана Лазаревич пишут, что он поднялся над посредственностью некоторых либретто, которые он поставил и создал музыку, «наполненную легкостью, элегантность и утонченность ».
Чимароза избегал жесткости традиционного da capo aria и писал сольные номера, состоящие из более гибких частей, с изменениями темпа, размера и тональности, чтобы отразить слова его либреттистов. Джонсон и Лазаревич отмечают, что эта свобода формы передает спонтанность и гибкость. Арии Чимарозы часто ускоряются в заключительной части в стиле cabalettas. В отличие от вокальных пьес, он часто писал довольно простые арии в стиле каватин. Особенность его партитур — выдержанное сочинение для слаженных голосов. По словам статьи Grove:
Одной из сильных сторон Чимарозы было создание остроумных и ярких ансамблей. Il matrimonio segreto, ансамблевая опера в стиле Моцарта «Свадьба Фигаро», состоит из восьми арий, четырех дуэтов, трех трио, квартета, квинтета и двух финалов с участием всех шести персонажей.
Гармонично Чимароза не был новаторский, оставаясь довольным традиционными диатоническими условностями. По мнению Джонсона и Лазаревича, его музыкальные силы заключаются в «богатстве его мелодического изобретения, блеске и энергии его ритмических и мелодических мотивов и его постоянно живом сопровождении».
Подход Чимарозы к оркестровке. развивался за его карьеру. Его ранние работы обычно написаны для струнных, гобоев, валторн и труб, а иногда и для фаготов и флейт. В этих пьесах функция оркестра — незаметно поддерживать голоса. За четыре года, проведенные в Санкт-Петербурге, он начал использовать кларнеты и более полно и богато оркестровать. Пример Джонсона и Лазаревича Il matrimonio segreto, в котором большой оркестр «дает цвет и демонстрирует независимый мотивный и ритмический материал, служащий комментарием к действию».
Чимароза написал ряд сонат для фортепиано, которые были обнаружены в рукопись 1920-х гг.; Было заявлено, что количество произведений составляет более 80 одночастных произведений, но считается, что многие из них действительно могут быть связаны друг с другом как трехчастные произведения. Произведение, которое иногда называют «Концертом для гобоя » Чимарозы, на самом деле является произведением Артура Бенджамина 1949 года, состоящим из аранжировок частей из сонат.
Первичные работы
Доменико Чимароза оставляет 110 произведений, в том числе около шестидесяти световых опер, в основном комических.
- Концерт для гобоя с оркестром (на самом деле это аранжировка австралийца Артура Бенджамина в 1942 году из сонат для клавесина Чимарозы).
- Le stravaganze del сказка (1772 г., Неаполь)
- La finta parigina (1773 г., Неаполь)
- I sdegni per amore (1776 г., Неаполь)
- I matrimoni in баллон (1776 г., Неаполь)
- La frascatana nobile (1776 г., Неаполь)
- I tre amanti (Рим 1777 г.)
- Il fanatico per gli antichi romani (1777 Неаполь)
- Armida immaginaria (1777 г., Неаполь)
- Gli amanti comici, o sia La famiglia in scompiglio (1778, Неаполь)
- Il ritorno di Don Calandrino (1778 Рим)
- Stravaganze d’amore (1778 Неаполь)
- Il matrimonio per industrial (1778? Неаполь?)
- La Concessina (1778 Болонья)
- Il matrimonio per raggiro (1778/9? Рим?)
- L’italiana in Londra (1779 г., Рим)
- Федеративная федерация (1779 г., Неаполь)
- Ле дает rivi (1780 г., Рим) [ et al. ]
- Кахо Марио (1780 г., Рим)
- I finti nobili (Неаполь 1780 г.)
- Il falegname (1780 г., Неаполь)
- Avviso ai maritati (1780? Неаполь)
- Il capriccio drammatico (1781? Турин)
- Il pittor parigino (1781 г., Рим)
- Алессандро Нелл’Инди (1781 г., Рим)
- Комбютный любовник дает ди Пунто (Неаполь, 1781 г.)
- Джунио Бруто (1781 Верона)
- Джаннина и Бернардоне (1781 Венеция)
- Il convito (carn. 1782, Венеция)
- Amor costante (Рим 1782 г.)
- L’eroe cinese (13.8.1782, Неаполь)
- La ballerina amante (Неаполь, 1782 г.)
- La Circe (1783 г., Милан)
- I due baroni di Rocca Azzurra (1783 г., Рим)
- La villanella riconosciuta (Неаполь 1783 г.)
- Орест (13.8.1783 Неаполь)
- Жакет Chi dell’altrui si presto si spoglia (1783 г., Неаполь)
- Il vecchio burlato (1783 Венеция)
- I matrimoni impensati (Рим 1784 г.)
- Apparenza inganna, o sia La villeggiatura (1784 г., Неаполь)
- La vanità delusa (Флоренция 1784 г.)
- L’Olimpiade (Лицензия 10.7.1784)
- I due supposti conti, ossia Lo sposo senza moglie (1784 Милан)
- Artaserse (26.12.1784 Турин)
- Il barone burlato (1784 г., Неаполь)
- Li finti conti (Турин 1785 г.)
- I fratelli papamosche (1785 Турин)
- Говорящая статуя (1785 Корреджо)
- Il marito disperato (1785 г., Неаполь)
- La donna semper al suo peggior s’appiglia (1785 г., Неаполь)
- Il credulo (1786 г., Неаполь)
- Le trame deluse (Неаполь 1786) [l’Amor Contraato ; Ли раггири скоперти]
- Импресарио в ангюсти (1786 г., Неаполь) Этот небольшой шедевр представляет собой триптих с двумя предыдущими.
- La baronessa stramba (Неаполь 1786 г.)
- Gli amanti alla prova (Неаполь 1786 г.)
- Пунито- самозванец (1786/7 Турин)
- Missa pro defunctis ( Реквием ), 1787 г.
- Володимиро (1787 Турин)
- Il fanatico burlato (Неаполь 1787 г.)
- La felicità inaspettata (3.1788 Санкт-Петербург)
- La vergine del sole (1788? Санкт-Петербург)
- La scuffiara (1788)
- Клеопатра (8.10.1789, Санкт-Петербург)
- Il matrimonio segreto (7 февраля 1792 г. Вена)
- Софи и Дорваль ()
- Il matrimonio per susurro ()
- La calamità dei cuori (1792/3 Вена)
- Contrattempi (1793 Бонн)
- Амор делает прозорливым (1.4.1793 Вена)
- I traci amanti (19.6.1793 Неаполь)
- Astuzia femminili (26 августа 1794 г. Неаполь)
- La pupilla astuta (Неаполь 1794 г.)
- La serva innamorata (Неаполь 1794 г.)
- Пенелопа (1795 Неаполь)
- Le nozze in garbuglio (1795 мессина )
- Impegno superato (1795 г., Неаполь)
- La finta ammalata (1796 Лиссабон)
- I nemici generosi (1796 г., Рим)
- Gli Orazi ed i Curiazi (1797 Венеция)
- La Morte di Assalonne (? Флоренция, Оратория)
- Ахилл ал’асседио ди Троя (1797 г., Рим)
- Неосмотрительная удача (1797 г., Рим)
- Artemisia regina di Caria (1797 Неаполь)
- Аттилио Реголо (1797 Реджо)
- Le nozze di Lauretta (1797? Турин)
- L’apprensivo raggirato (1798 Неаполь)
- Il Secretto (1798 Турин)
- Семирамида (1799 г., Неаполь)
- Это сказки о белл’аморе ()
- L’arte contro d ‘ arte (Карн. Александрия 1800 г.)
- Артемизия (carn.1801, Венеция)
- Il nuovo podestà (Bologna spr.1802)
- Тито Веспазиано (1821 Лиссабон)
- La discordia fortunata ()
- Ajo nell’imbarazzo ()
- Дает vendicate ()
- Кавалер дель денте ()
- Ла Молинара (инк.)
- 88 сонат для клавесина
- Увертюра из оперы «Тайный брак» в переложении для клавесина (органа или фортепиано), Вена, Каппи , Капуя, Эсармония 2010
- Sinfonia in si maggiore per 2 oboi, 2 corni e archi
- Sinfonia in re maggiore (attribuita reed Йозефу Мысливечеку )
- Концерт для фортепиано с оркестром для фортепиано с оркестром си бемоль маджоре
- Концерт для двух оркестров с оркестром соль маджоре (1793)
- Сестетто соль маджоре для фортепиано, фаготто, 2 скрипки, альт и виолончель
- Сестетто фа маджоре для фортепьяно органзато, арпа, фаготто, скрипка, виола да гамба и виолончель
- 6 квартетти (ре маджоре, соль маджоре, ду маджоре, фа маджоре, ду маджоре, минор) на флауто, скрипку, альт и виолончель