Жан буридан

Противники парадокса

Некоторые ученые скептически относятся к данному парадоксу, рассматривая эту ситуацию с ослом, считают ее маловероятной: независимо от того, насколько искусно мы устроим ситуацию, буриданов осел не будет колебаться слишком долго, если вообще будет. И скоро выберет один из стогов сена. Ему все равно, и он наверняка не будет голодать. Однако, даже если бы мы проводили тысячи экспериментов, подобных этому, и ни один осел никогда не голодал, мы бы все же не доказали существование свободной воли. Это объясняется тем, что причина, по которой осел никогда не голодает перед двумя одинаково привлекательными грудами сена, может просто состоять в том, что они на самом деле не столь привлекательны. Возможно, в реальной жизни нет ситуаций, когда взвешенные причины выбора равны.

Поэтому одно из решений парадокса, который называется «буриданов осел», заключается в том, что стога сена на практике не равны: осел обнаруживает небольшую разницу, из-за которой он выбирает одну кучу вместо другой. Это решение не очень убедительно, если учесть гипотетическую вероятность того, что два стога сена будут в точности равны по внешнему виду. Похоже, что эта проблема все еще остается нерешенной.

Некоторые сторонники жесткого детерминизма признали трудности, которые создает этот сценарий, но отрицают, что он иллюстрирует настоящий парадокс, поскольку детерминированный осел может признать, что оба выбора одинаково хороши и произвольно (случайным образом) выбирает один, вместо того, чтобы голодать. Например, существуют машины, которые могут генерировать случайные числа, хотя есть некоторые споры относительно того, действительно ли такие числа являются случайными.

Импетус

Занимаясь проблемой динамики снаряда, Жан Буридан показывает, что по умолчанию принимается теория мотивной причины Аристотеля, гласящая, что «Все, что движется, движется чем-то еще…»; включая различные паллиативы, такие как антиперистаз (резкое движение создает вакуум или разрежение воздуха, которое продолжает подбрасывать снаряд в воздух) или мнение, что воздух, сотрясаемый резким движением, получает силу, чтобы толкать снаряд.

Цитата Жана Буридана: «Итак, мне кажется, мы можем сказать вот что: пока двигатель перемещает мобильное устройство, он дает ему определенный импульс, определенную силу, способную перемещать мобильное устройство в том же направлении, в котором он движется. Двигатель перемещает мобильное устройство вверх, вниз, в сторону или по кругу. Чем больше скорость, с которой двигатель перемещает мобиль, тем мощнее импульс, который он оставляет на нем … но из-за сопротивления воздуха, а также из-за силы тяжести, которая заставляет камень двигаться в противоположном направлении … … этот импульс постоянно ослабевает Все естественные формы и склонности принимаются в материи и пропорционально материи; следовательно, чем больше материи содержит тело, тем больше оно может получить от этого импульса; однако в плотном и серьезном теле при прочих равных условиях больше материи, чем в редком и легком теле. Перо получает такой слабый толчок, что он немедленно уничтожается сопротивлением воздуха ».

Аналогичная идея, но менее развиты, уже явно Джон Филопон, византийский комментатор V — го  века, Уильям Окков также предположили, неточный, он передает что — то из тела «агента» к телу «пациент». Импетус, нечеткое качественное понятие, рожденное до понятия скорости, вызывает современные представления, такие как импульс и кинетическая энергия . Он не сможет полагаться ни на алгебраически эффективную математику (которая придет с Рене Декартом ), ни на эксперименты по ее количественной оценке и конкретизации. Эксперименты будут проводиться с Галилео . Понятие импульса вряд ли больше будет использоваться после того, как Галилей и Рене Декарт смогут черпать из него вдохновение, чтобы построить теорию ( инерция ), в которой движению не нужен двигатель для длительного существования, и количественное понятие ( импульс ). .

Происхождение фразеологизма

Утверждение о том, что осёл, помещённый на одинаковом расстоянии от двух стогов сена, не решится пойти ни к одному, называется парадоксом интеллектуального детерминизма. Согласно легенде, французский философ 14 века Жан Буридан, занимаясь исследованием человеческой психики, решил провести эксперимент над собственным ослом. Он предложил животному кормушки, в одной из которых был ячмень, а в другой – овёс. Вместо того, чтобы устроить пир желудка, ишак задумался над выбором на целых три дня, после чего умер голодной смертью.

Однако это всего лишь легенда. На самом деле, притча об осле встречается ещё в сочинениях Аристотеля. Буридан лишь развил её идею, предположив, что необходимость выбирать в два раза замедляет принятие решения. Позже к той же метафоре вернулся Лейбниц. Он-то впервые и применил выражение «Буриданов осёл». Согласно мнению современных биологов, животное никогда не выберет голодную смерть при наличии корма. Осёл Буридана ведёт себя слишком по-человечески, его терзают экзистенциальные вопросы. Настоящие звери естественней и проще: ишак подумает-подумает, да и приступит к трапезе. Не пропадать же такому количеству добра!

Номинализм

Иоанн Росцелин (ок. 1050 — ок. 1122) — французский философ, теолог, первый крупный представитель номинализма.

Эта идея, довольно новаторская для схоластики и средневековой философии в целом, имела свой прецедент в философии Древней Стои (Клеанф, Хрисипп и т.д.), основанной на материалистическом истолковании Аристотеля.

Росцелин сформулировал основные идеи номинализма и применил их к учению о триединстве Божьем. Он пришёл к положениям, напоминающим во многом тритеизм (три Лица — три имени — три Бога)[

В 1092 г. церковный собор в Суассоне осудил учение Росцелина как еретическое и заставил его отречься от своего учения.

Именно идеи Росцелина позднее будут подхвачены францисканцами и станут практически официальной философией этого монашеского ордена, чрезвычайно влиятельного во Франции. В частности, эту инициативу продолжит английский францисканец Уильям Оккам.

Дунс Скот

Иоанн Дунс Скот (1266 — 1308)

Францисканцы были привержены учению Скота вследствие существенной противоположности этого учения томизму

Всё действительное познаётся только эмпирически, через своё действие, выпытываемое познающим.

Внешние вещи действуют на нас в чувственном восприятии, и наше познание со стороны реальности своего содержания зависит от предмета, а не субъекта

Наш ум не носитель готовых идей или пассивная «чистая доска»

Близок с стоикам

Понятие материи у Дунса Скота совпадает с понятием всеобщей субстанции

Скот приписывал материальность человеческим душам и ангелам

Дунс Скот, первым из философов христианского мира вставший в космологии на точку зрения генетическую, ясно и решительно высказал ту идею постепенного развития (снизу вверх),

Материя = всеобщее = низшее

Эта неизречённая индивидуальная сущность («этость») не есть ни материя, ни форма, ни сложное из обоих, а крайняя реальность всякого существа (ultima realitas entis). Ученики Дунса Скота изобрели для его principium individuationis название haecceitas в противоположность с quidditas.

Общим знаменателем к антропологическим тезисам Д.Скота является уникальное понимание им индивидуального (Haecceitas= «этость»)

Вопреки большинству своих предшественников и современников в философии Дунс Скот понимал индивидуальность не как что‑то привходящее (accidens) к сущности, а как нечто существенное, само по себе (entitas).

Оккам

Дунс Скот начало hic haecceitas 

Уильям Оккам (ок. 1285 —— 1347)  friar Францисканец

Entia non sunt multiplicanda sine necessitate

Бытием обладает только единичное, рационально невыразимое «это», смысловые же определенности, фиксируемые общими понятиями, не имеют места вне ума.

Из многочисленных учеников и последователей Оккама особую известность приобрели французские мыслители Жан Буридан (ок. 1300—1358) и Пётр д’Альи (1350—1425)

Жан Буридан

Жан Буридан (ок. 1300 — ок. 1358)

Учился у Уильяма Оккама.

Николя Орем

Николай Орем, или Николай Орезмский (ок. 1330 — 1382)

Занимался также разработкой теории импетуса, согласно которой причиной движения брошенных тел является некоторая сила (импетус), вложенная в них внешним источником. По мнению Орема, рука сообщает брошенному камню импетус не просто благодаря своему движению вместе с камнем, а благодаря ускорению этого движения: сначала рука с камнем неподвижна, затем она ускоряется до некоторой скорости, когда ладонь разжимается и камень отрывается от руки. Соответственно, импетус вызывает не только скорость, но и ускорение тел.

В написанной на французском языке «Книге о небе и мире» (Traité du ciel et du monde) он обсуждает вопрос о возможности объяснения суточного вращения небесной сферы вращением Земли вокруг оси, в противовес постулату Аристотеля о вращении Неба.

Однако еще над Луной эфир

БУРИДАН Иоанн, Жан

БУРИДАН Иоанн, Жан (около 1300 – 1358 гг.) – средневековый философ и учёный. Учился и преподавал (с начала 1320 гг.) в Париже; дважды (в 1328 и 1340 гг.) занимал должность ректора Парижского университета. В отличие от большинства современных ему профессоров университета не принадлежал ни к какому монашескому Ордену, не изучал и не преподавал теологию, ограничив круг своих исследовательских и преподавательских интересов философией. Основные его труды – комментарии (expositiones) и «вопросы» (quaestiones) к сочинениям Аристотеля (Жан Буридан прокомментировал почти все произведения Аристотеля по логике, физике, метафизике, психологии, этике). Кроме того, написал «Малый свод логики» («Summulae logicae», или «Summulae de dialectica»), задуманный как комментарий к «Малому логическому своду» Петра Испанского, а также ряд небольших самостоятельных произведений, посвящённых преимущественно проблемам логики. Жан Буридан являлся одной из центральных фигур в номинализме XIV в. Испытав влияние учения Уильяма Оккама (прежде всего, это касается отрицания существования общих понятий «extra animam» («вне души») и признания существования лишь единичных вещей), он, тем не менее, в ряде вопросов занимал более гибкую позицию, нежели У. Оккам и другие номиналисты, а потому многочисленные запреты и осуждения этого учения Парижским университетом (1326, 1339, 1340 гг.) не повлияли на репутацию и карьеру Жана Буридана существенно. В вопросе о взаимоотношении богословия и философии Жан Буридан стремился к установлению чётких границ между областью веры и областью разума. По его мнению, богословие принципиально отлично от философии, потому что его исходные принципы не очевидны для разума. Он подчёркивал, что «богословие является более высокой дисциплиной и мудростью в собственном смысле слова», а также не отрицал, что философия в определённых аспектах может использоваться как инструмент богословского исследования: защищая в полемике с Николаем Отрекурским принцип причинности, Жан Буридан обосновывал возможность философского доказательства существования Бога. Его учение о душе в значительной степени было предопределено принципами, которые разграничивали сферы богословия и философии. Жан Буридан полагал, что философское и естественнонаучное знание о душе ограничивается знанием о проявлениях её деятельности в теле, а исследование «сущности души» относится к области теологии. В вопросе о соотношении воли и разума его учение характеризуется как умеренный моральный детерминизм. С точки зрения Жана Буридана, выбирая между меньшим и большим благом, при условии, что разум отчётливо постигает их как большее и меньшее, человек не может избирать меньшее (отсюда и знаменитый «Буриданов осёл», который должен умереть с голоду, находясь между двумя одинаковыми охапками сена, поскольку не может выбрать одну из равных). Тем не менее, Жан Буридан признаёт некоторую свободу воли, поскольку при определённых обстоятельствах она может приостановить активность разума и осуществление выбора. Научным достижением Жана Буридана является так называемая теория «импетуса» (лат. impetus – толчок, порыв), объясняющая движение тел, продолжающееся при отсутствии непосредственного контакта с внешним двигателем; она предвосхищала закон инерции. Эту теорию Жан Буридан прилагал и к небесным телам, что вело к изменению характерного для античной и средневековой физики представления о кардинальном различии между надлунным и подлунным миром и предвосхищало более поздние физические теории Нового времени.

Credits

New World Encyclopedia writers and editors rewrote and completed the Wikipedia article
in accordance with New World Encyclopedia standards. This article abides by terms of the Creative Commons CC-by-sa 3.0 License (CC-by-sa), which may be used and disseminated with proper attribution. Credit is due under the terms of this license that can reference both the New World Encyclopedia contributors and the selfless volunteer contributors of the Wikimedia Foundation. To cite this article click here for a list of acceptable citing formats.The history of earlier contributions by wikipedians is accessible to researchers here:

Jean Buridan  history

The history of this article since it was imported to New World Encyclopedia:

History of «Jean Buridan»

Note: Some restrictions may apply to use of individual images which are separately licensed.

definition — БУРИДАН ЖАН

of Wikipedia

   Advertizing ▼

Wikipedia

Буридан, Жан

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к: ,

Жан Буридан (фр. Jean Buridan, лат. Joannes Buridanus) (Бетюн, ок.  — ок. ) — французский философ, представитель средневекового номинализма. Учился в Сорбонне у Уильяма Оккама. С преподавал там же. Был учителем Альберта Саксонского.

Личность Буридана окружена легендами, среди которых — связь с Жанной Наваррской, женой короля Франции Филиппа IV Красивого и основательницей Наваррского коллежа.

Буридан также известен посещением горы Мон-Ванту.

Учение

Статья является частью цикла оСхоластике

ИсточникиБиблия | ЕвангелиеАнтичные ученые:Аристотель | Евклид | Птолемей | ПлатонОтцы Церкви:Августин Аврелий | Дионисий Ареопагит | Иоанн Дамаскин | Боэций

ТеченияТомизм | Скотизм | Концептуализм | Номинализм | Реализм | Августинианство | Аверроизм

СхоластикиРанняя схоластика:Рабан Мавр | Ноткер Немецкий | Гуго Сен-Викторский | Алкуин | Иоанн Скот Эриугена | Аделард из Бата | Иоанн Росцелин | Пьер Абеляр | Гильберт Порретанский | Иоанн Сольсберийский | Бернард Шартрский | Амальрик из Бена | Пётр Дамиани | Ансельм Кентерберийский | Бонавентура | Беренгар Турский | Гийом из Шампо | Пётр ЛомбардскийСредняя схоластика:Альберт Великий | Фома Аквинский | Дунс Скот | Августин Блаженный | Аверроэс | Витело | Дитрих Фрейбергский | Ульрих Энгельберт | Винсент из Бове | Иоанн Жандунский | Роджер Бэкон | Роберт Гроссетест | Александр Гэльсский | Эгидий Римский | Роберт Кильвордби | Раймунд Луллий | Марсилий ПадуанскийПоздняя схоластика:Альберт Саксонский | Уолтер Берли | Николай Кузанский | Жан Буридан | Николай Орезмский | Пётр д’Альи | Уильям Оккам | Данте | Марсилий Ингенский | Лерэ, Франсуа

ПроблематикаПроблема Всемогущества Проблема существования | Логика | Пресуществление | Проблема истины | (Учение о двойственной истине) | Проблема единства и множества (Экземпляризм) | Проблема предопределенности | Догматическое богословие | Проблема познания (Метод Бэкона | Принцип бритвы Оккама) | Проблема мышления

ШколыШартрская школа | Саламанкская школа | Оксфордская школа

Философские сочинения Буридана написаны в форме комментария к произведениям Аристотеля. Размышляя о том, как ему следует относиться к авторитету Аристотеля, Буридан пришёл к следующему выводу: «На доводы от авторитета не знаю как отвечать, иначе как отрицая авторитеты».

Буридану принадлежит учение об импетусе — движущей способности, запечатлеваемой в брошенном теле:

Проблему свободы воли Буридан считал неразрешимой логически.Ему приписывают и знаменитый парадокс о свободе выбора человека, с которым связано вошедшее в поговорку выражение «буриданов осёл».

Литература

О нём

  • Гайденко В. П., Смирнов Г. А. Западноевропейская наука в средние века: Общие принципы и учение о движении. М.: Наука, 1989.
  • Григорьян А. Т., Зубов В. П. Очерки развития основных физических понятий. М.: Изд. АН СССР, 1962.
  • Зубов В. П. Пространство и время у парижских номиналистов XIV в. (к истории понятия относительного движения). В кн. Из истории французской науки. М.: Изд. АН СССР, 1960, с. 3–53.
  • Лупандин И. В. Жан Буридан и его вклад в развитие астрономии. Историко-астрономические исследования, 21, 1989, c. 155-163.
  • Широков В.С. Жан Буридан об апориях Зенона // Философские науки.-1982.-№ 4.- С.94-101.
  • Широков В. С. Инфинитезимальная концепция Жана Буридана. Историко-математические исследования, 23, 1978, с. 250–269.
  • Landi M. Un contributo allo studio della scienza nel Medio Evo. Il trattato Il cielo e il mondo di Giovanni Buridano e un confronto con alcune posizioni di Tommaso d’Aquino. in Divus Thomas 110/2 (2007) 151-185.

bn:জঁ ব্যুরিদাঁ

Библиография

Работы Жана Буридана

  • Комментарии к Аристотелю, о чем свидетельствуют названия его сочинений:
    • Compendium Logicae, Венеция, 1487 г., лист
    • Expositio и Quaestiones у Аристотеля «De Caelo», edi. Бенуа Патар, Лувен-ла-Нев, 1996.
    • В Аристотель Метафизика ( Метафизика ), Париж, 1516-1518, фолио.
    • Quaestio de puncto (Трактат о точке, 1335 г.), изд. В. Зубова, Средневековье и Возрождение, V, 1961, с.  63-95 .
    • Quaestiones в X libros Ethicorum Aristotelis (Paris. 1489, in-fol., And Oxford, 1637, in-4); переиздание издания Paris 1513, Франкфурт, 1968
    • Quaestiones in VIll libros Physicorum Aristotelis, in libros de Physica et in parva naturalia, Париж, 1516, in-4 °; перепечатка edi. де Пари 1509, Франкфурт, 1964.
    • Несколько комментариев по физике Аристотеля: 1) Tertia lectura, состоящая из двух Expositio или Secunda lectura по Бенуа Патару или Lectura antiquior (1350 по Тийссену ). 2) Subtilissimae quaestiones или Ultima lectura (1352–1357 по Тийссену).
    • Sophismata (ок. 1345?), В-8 °
    • Summulae de dialectica, Париж, 1487 г., фолио

Французские переводы

  • Комментарий и вопросы к трактату о душе, пер. Бенуа Патар, Лонгёй, Философские прессы, 2004.
  • Вопросы по античному искусству. (Вопросы об Isagoge, лекарствах, Perihermenias), пер. Бенуа Патар, Лонгёй, Философские прессы 2009.
  • Софизмы, трад. Ж. Биар, Париж, Врин, 1993.
  • Summulae logicales (Небольшие суммы логики), трад. частичные (книги II и III) Бенуа Патар, Жан Буридан. Вопросы по античному искусству. За ним следуют Трактат о предсказаниях и Трактат о затруднениях, Longueil, Les presses Философские науки, 2006.
  • Договор о последствиях, за которым следует Договор о предложениях, трад. Бенуа Патар, Лонгёй, Философские прессы, 2002.
  • Трактат о небесах, трад. частично Бенуа Патар, Иоаннис Буридани Экспозитио и Quaestiones у Аристотеля «De Caelo», Louvain, Peeters, 1996, p.  139-196 .
  • Вопросы по трактату О душе Аристотеля, введение, перевод и примечания Жоэля Бьяра, «Библиотека философских текстов», Врин, Париж, 2019.

Исследования Жана Буридана

  • Этьен Жильсон, Философия в средние века, Payot, 1976, стр.  674-680 .
  • (ru) Дьюла Клима, Джон Буридан, Нью-Йорк, Oxford University Press, 2008.
  • (it) Ланди, М., Сотрудник, внесший вклад в студию делла науки в Medio Evo. Il trattato Il cielo e il mondo di Giovanni Buridano e un confronto con alcune posizioni di Tommaso d’Aquino, в Divus Thomas 110/2, 2007, p.  151-85 .Вклад в изучение науки в средние века. Небо и мир Жана Буридана и сравнение с некоторыми позициями святого Фомы Аквинского.
  • Бенуа Патар, Жан Буридан. Комментарий и вопросы к трактату о душе. Вступление и примечания, Longueil, Les presses philipiques, 2004, 870 с. Или Ioannis Buridani Expositio и Quaestiones в Aristotelis De Caelo. Критическое и доктринальное исследование, Peeters, 1996, 606 p. О ложном отцовстве «Буриданова осла».
  • (ru) Тийссен, JMMH, и Джек Зупко (ред.) Метафизика и естественная философия Джона Буридана, Лейден, Брилл, 2001.
  • (ru) Зупко, Джек (2003) Джон Буридан. Портрет мастера искусств XIV века . Нотр-Дам, Индиана: Университет Нотр-Дам Press.

Линии и циклы

Лекция 9. Время индуизма. Танец Шивы. Атман и прана. Кали против Калы

Лекция 10. Сезоны Луны. Дифракция вечности. Масштабности циклов

Лекция 11. Время Ирана. Линейность битвы белого и черного бога.

Лекция 12. Время Прометея. Против вечности и движения. Человек как хрономеханизм

Лекция 13. Время Стои. Промысел и рок. Когда прийдет Огонь

Христианское время

Лекция 14. Христианское время. Эсхатон

Лекция 15. Время Апокалипсиса. Эон, кайрос, хронос

Лекция 16. Катехон. Царство как мера времени

Лекция 17. Время Оригена. Охлажденные души. Апокатастасис

Лекция 18. Сотворенная вечность. Хроно-ангелы. Православная темпоральность отцов каппадокийцев

Лекция 19. Исповедальное время бл. Августина. Настоящее как настоящее

Лекция 20. Иоанн Скот Эриугена: четыре момента бытия. Возвращение/Воскрешение

Генеалогия экстернальности

Лекция 21. Иоахим де Флора. Темпоральная граница европейского историала

Лекция 22. Галилей: одержимость часами. Бросок в экстернальность

Лекция 23. Генеалогия экстернальности -1. Злая Вселенная и ее «творец»

Лекция 24. Генеалогия экстернальности -2. Демокрит: грехопадение атомов

Лекция 25. Генеалогия экстернальности -3. Иоанн Филопон: отчужденное время

Лекция 26. Генеалогия экстернальности — 4. Николай Коперник: извращенный гелиоцентризм

Лекция 27. Генеалогия экстернальности — 5. Эпикур/Гассенди. К упразднению времени

Лекция 28. Генеалогия экстернальности -6. Францисканцы (Дунс Скот, Жан Буридан, Уильям Оккам): идейный штаб экстернального наступления

Лекция 29. Исаак Ньютон-1: абсолютное (анти)время. Детерминизм и предсказуемость

Лекция 30. Исаак Ньютон-2: экстернальный бог

Темопоральность философов Нового времени

Лекция 31. Рене Декарт. Бог время и длительность.

Лекция 32. Темпоральность Спинозы. Паннатурализм и барокко.

Лекция 33. Готфрид Лейбниц: Империя монад

Лекция 34. Черная церковь прогресса

Лекция 35. Кант: поворот к интернальности

Лекция 36. Гегель — 1. Онтология радикального негатива. Язык эфира

Лекция 38. Шеллинг: Бог, который будет.

Лекция 39. Антивечность и время Антихриста.

Лекция 40. Время в феноменологии. Настоящее и его окрестности. Гештальт. Этимасия. Экстатические горизонты.

Упоминания в культуре

Проблема буриданова осла обсуждалась во все времена с момента появления притчи в 14 веке, когда Жан Буридан, по легенде, привел пример сложности выбора животного. Притча обсуждалась, над ней размышляли философы и ученые. Примеры этому сохранились в истории:

  1. На латыни есть пословица Asinus Buridani inter duo prata, что переводится как «Буриданов осел между двух лугов» и означает человека, стоящего перед равнозначным выбором и не способного быстро сделать выбор .
  2. У итальянского писателя Эудженио Монтале по ситуации буриданова осла есть одноименный рассказ, посвященный проблеме выбора .
  3. Одноименный роман есть у Гюнтера де Бройна, в котором проблема выбора показана в ключе личных переживаний главного героя в вопросах выбора женщины – жены или новой любви.
  4. У современной кавер-группы МЕD есть песня «Буриднов осел», и снова о проблеме выбора.
  5. В математике есть теорема Вейерштрасса, сравнимая с парадоксом буриданова осла: «Если осел хочет подойти к левому стогу сена (если непрерывная функция в одной точке – положительна) или покушать правый стог сена (а в другой – отрицательна), осел останется на месте и умрет от голода (где-то между ними есть точка, где функция равна нулю) .
  6. Существует таро-расклад «Буриданов осел», в котором рассматривается проблема выбора человека и прорабатываются возможные варианты развития событий .
  7. Среди множества изображений мечущегося ослика наиболее известна карикатура примерно 1900 года. На ней изображен осел на фоне вашингтонского Капитолия, который не может определиться, где делать межокеанский канал: в Панаме или Никарагуа.

Проблему выбора между равнозначными благами описывали еще до того, как рассуждение Жана Буридана стало известным. Так, в «Божественной комедии» Данте Алигьери есть строки:

«Меж двух равно манящих яств, свободный

В их выборе к зубам бы не поднес

Ни одного и умер бы голодный…

Так агнец медлил бы меж двух угроз

Прожорливых волков, равно страшимый;

Так медлил бы меж двух оленей пес.

И то, что я молчал, равно томимый

Сомненьями, счесть ни добром, ни злом

Нельзя, раз этот путь необходимый» .

В фольклоре есть выражения, которые тоже обозначают проблему выбора без участия ослика:

  • «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь» – об одновременном выборе обоих благ, а не предпочтении одного из них.
  • «На двух стульях сразу не усидишь» – тоже о выборе обоих благ и попытке удержать оба.
  • «А мне куда: к умным или к красивым» – выражение, которое также означает проблему выбора.

Исходя из того, что выбору буриданова осла есть альтернативы в виде других пословиц, делаем вывод: вопрос воли в плане принятия решений люди рассматривали всегда.

Ссылки

Примечания

  1. Зупко 2015, §4
  2. Зупко 2015
  3. Джэгвон Ким, Эрнест Соса, Гэри С. Розенкранц (ред.), A Companion to Metaphysics , Wiley-Blackwell, 2010, с. 164: «Буридан, Жан».
  4. Clagett 1959, с. 331.
  5. Нерастворимые » в Стэнфордской философской энциклопедии.
  6. ^ Clagett 1960, с. 522.
  7. Зипко 2015, н. 5
  8. ^ 2015, §6
  9. Кун, Т. Коперниканская революция , 1958, стр. 119–123.
  10. ^ Зупко 2015, §1
  11. Стрейгер, М .; Баккер, PJJM; Тийссен, JMMH, ред. (2010). Джон Буридан: Quaestiones Super Libros De Generatione et Corruptione Aristotelis. Критическое издание с введением . Брилл. п. 1. ISBN
     . Часто повторяемая традиция о том, что он родился в городе Бетюн, является ложной.
  12. Фарал 1951, с. 11
  13. Зупко 2004, гл. 10
  14. Кортни, 2002 г.
  15. Кортни, 2005 г.
  16. ↑ Майкл 1986, стр. 79–238 399–404
  17. Фарал 1951, с. 16
  18. ^ Фарал 1951, с. 9-33
  19. Зупко 1997
  20. TF Glick, SJ Livesay, F. Wallis, Medieval Science, Technology and Medicine: An Cyclopedia , 2005, p. 107.
  21. ↑ Дюэм, Пьер (1906–13) Этюды о Леонаре де Винчи . 1–3 . Париж: Герман.
  22. Майер, Аннелиз (1955). «Metaphysische Hintergründe der spätscholastischen Naturphilosophie». Studien zur Naturphilosophie der Spätscholastik . Рим: Storiae Letteratura.
  23. Грант, Эдвард (1971). Физическая наука в средние века . Издательство Кембриджского университета. ISBN .
  24. Дюгем 1906–1913 гг.

Источники

  • Клагетт, Маршалл (1960). Наука механики в средние века (изд. 1980 г.). Мэдисон, Висконсин: University of Wisconsin Press. ISBN 978-0299019006.
  • Кортни, Уильям Дж. (2002). «Награда за философию: церковный доход Жана Буридана». Recherches де теологии и средневековой философии . 68 : 163–69. doi10.2143/rtpm.68.1.859 .
  • Кортни, Уильям Дж. (2005). «Парижский университет во времена Джона Буридана и Николь Орем» . Виварий . 42 (1): 3–17. DOI10.1163 / 1568534042066974 . S2CID   .
  • Фарал, Эдмонд (1951). «Жан Буридан: мэтр искусств Парижского университета». Extrait de l’Histoire littéraire de la France . 1 . Париж: Imprimerie Nationale.
  • Майкл, Бернд (1986). Йоханнес Буридан: Studien zu seinem Leben, seinen Werken und zu Rezeption seiner Theorien im Europa des späten MittelaltersЖан Буридан: Его жизнь, его работы и реакция на его теории в Европе позднего средневековья2 тома. Докторская диссертация. Берлинский университет.
  • Зупко, Джек (1998). «Что такое наука о душе? Пример эволюции позднесредневековой натурфилософии». Синтез . 110 (2): 297–334. дои10.1023/A:1004969404080 .
  • Зупко, Джек (2004). Джон Буридан. Портрет мастера искусств XIV века . Нотр-Дам, Индиана: Университет Нотр-Дам Press. ISBN .
  • Зупко, Джек (2015). «Джон Буридан» . Стэнфордская философская энциклопедия . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета . Проверено 5 февраля 2019 г. .
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: