Иоганнес брамс (johannes brahms): биография и карьера

Жизнь вне родного города

Став знаменитым, Брамс хотел поселиться вместе с родителями, чтобы помогать им и поддерживать их. Однако жизнь распорядилась иначе. В родном Гамбурге не спешили приглашать на работу знаменитость, поэтому начинающему композитору пришлось искать признание в Вене.

Жизнь в этом большом городе благоприятно отразилась на творчестве и материальном положении музыканта. Он работал капельмейстером в Певческой академии, а также дирижером в филармонии, где позднее служил уже артистическим директором.

Однако общественные должности не приносили Иоганнесу удовлетворения. Он хотел творить, поэтому посвящал своим работам много времени и сил. Премьеры его музыкальных творений собирали полные залы и приумножали и без того признанную славу композитора.

Например, первое слушанье “Немецкого реквиема”, написанного под впечатлением смерти его друга Шумана, проходило в Бременском кафедральном соборе и имело громкий успех. Также многолюдными и общепризнанными стали и другие премьеры крупных произведений Брамса – Первой симфонии, Четвертой симфонии и Квинтета для кларнета.

О других выдающихся сочинениях композитора мы поговорим чуть ниже.

На пике популярности

  • 1868 г. – Брамс заканчивает работу над реквиемом, исполняет композицию в одном из главнейших соборов Бремена. Произведение имеет огромный успех, впоследствии играется многими известными пианистами.
  • 1871 г. – Брамс решает окончательно обосноваться в Вене, прожить там остаток жизни, покупая квартиру.
  • 1881 г. – Иоганнес достигает вершины своего успеха, публикуя новые композиции. Его слава становится легендарной, распространившись на весь мир, а сам он признаётся почётным гражданином своего родного города Гамбург.
  • 1882 г. – Брамс исполняет свой второй фортепианный концерт вместе с оркестром Майнингена, записывает одно из своих произведений на фонографе, который был привезён Томасом Эдисоном.

Иоганнес Брамс в 1872 г.

Созидательные знакомства

Несмотря на свою отстраненность и нелюдимость, а может, именно благодаря этим качествам, Иоганнес Брамс завоевал расположение многих талантливых оригинальных личностей. Среди его друзей, ставших для молодого человека опорой, поддержкой и вдохновением, следует обязательно упомянуть венгерских скрипачей Ременьи и Йозефа Иоахима (с последним Иоганнес поддерживал теплые близкие отношения не одно десятилетие). Какую роль сыграли эти люди в жизни и музыке Брамса?

Благодаря рекомендациям Иоахима Ременьи и Брамс познакомились с Ференцем Листом и Робертом Шуманом. Первый был восхищен произведениями Брамса и предложил ему присоединиться к своему сообществу, вошедшему в историю музыкального искусства под названием “Новонемецкая школа”. Однако Иоганнес остался равнодушен к творчеству и исполнению знаменитого композитора-педагога. Он придерживался иного взгляда на музыку и искусство.

Знакомство же с Шуманом стало знаменательной вехой в биографии Брамса. Этот яркий последователь романтизма считался выдающимся композитором и музыкальным критиком. Он писал свои произведения в духе демократических и реалистических тенденций, тесно связанных с традициями немецкой классической музыки.

Роберту Шуману, как и его жене Кларе, пришлись по душе смелые и яркие сочинения Брамса. Он даже похвалил его на страницах своей музыкальной газеты.

Знакомство же с Кларой Шуман – известной пианисткой и влиятельным педагогом – оказало огромное влияние на всю последующую творческую и личную жизнь Брамса. Он восхищался женщиной и был влюблен в нее, он писал для нее и посвящал ей множество своих работ, она играла его сочинения и популяризировала его творения на своих концертах и выступлениях.

Немаловажным эпизодом в творческой биографии Брамса считается и знакомство с известным дирижером и пианистом Гансом фон Бюловом, который в марте 1854 года стал одним из первых, кто публично исполнил сочинение молодого Иоганнеса на очередном своем концерте.

Музыка

В 1853 году Брамс нанес личный визит Роберту Шуману и получил восторженный отзыв, напечатанный в статье «Дорогу молодым». Эта похвала усугубила самокритические стандарты и вызвала опасения не соответствовать столь высокой оценке. Поэтому, отказавшись на время от демонстрации собственных сочинений, Брамс дал серию концертов. В 1852 году, получив известность исполнителя, Иоганнес решился на публикацию и передал ноты двух фортепианных сонат и песен лейпцигской фирме Breitkopf & Härtel.

Композитор Иоганнес Брамс / Quintessential Ruminations

Однако Брамса преследовали и неудачи начавшиеся с провала премьеры концерта зимой 1859 года. А на втором представлении реакция публики оказалась настолько враждебной, что автора и исполнителя пришлось силой удерживать от преждевременного ухода со сцены. В результате Иоганнес, обозлившийся на поклонников и критиков, вмешался в полемику о состоянии немецкой музыки и предпринял атаку на «новую школу», возглавляемую Рихардом Вагнером и Ференцем Листом.

Такой оценки хватило для того, чтобы забыть о ситуации, сложившейся на родине, и обосноваться в певческой академии, заняв пост руководителя и дирижера. Затем композитор обосновался в Баден-Бадене, и начал работу над самыми знаменитыми произведениями, включая «Немецкий реквием», который после добавления финального соло «Ihr habt nun Traurigkeit» имел невероятный успех.

В тот же период композитор представил публике завершенную серию «Венгерских танцев» и сборник вальсов для вокального квартета и фортепиано. Под благотворным влиянием успеха Брамсу удалось завершить давно начатые крупные произведения и выпустить партитуру кантаты «Ринальдо», «Первой симфонии», частью которой была знаменитая «Колыбельная», и «Рапсодии» для контральто, мужского хора и оркестра.

Руководя музыкантами Венского музыкального общества, Иоганнес организовал премьеру новых творений, на которой среди прочих работ прозвучали «Вариации на тему Гайдна», вокальные квартеты и «Семь песен для смешанного хора», написанные в 1874 году.

Иоганнес Брамс и Иоганн Штраус-младший / Web-archive

После этого слава композитора вышла за пределы государств Центральной Европы, и Брамс был удостоен престижных премий, почестей и наград, а также признан почетным гражданином Гамбурга. В 1882 году его пригласили исполнить второй фортепианный концерт в сопровождении всемирно известного придворного оркестра Майнингена и сделать экспериментальную запись «Венгерского танца» на фонографе, привезенном Томасом Эдисоном.

В 1890-х годах, когда произведения находились на пике популярности, Брамс после знакомства с Иоганном Штраусом II неожиданно решил оставить сочинительство и выступать только как дирижер и пианист. Но идеи, оставшиеся невоплощенными, вернули его к творчеству и оформились в трио и сонаты для кларнета и длинный список интермеццо и других фортепианных пьес.

Молодой пианист и дирижер

Дом Брамса в Гамбурге

7 мая 1833 года в семье музыканта Иоганна Якова Брамса, игравшего на рожке и контрабасе в филармонии Гамберга, и Кристины Ниссен родился сын Иоганнес. Первые уроки композиции и гармонии, в самом юном возрасте, будущий композитор получал от отца, который также научил его играть на скрипке, фортепиано и рожке.

Для того, чтобы записывать придуманные мелодии, Иоганнес в 6 лет изобрел собственный метод записи музыки. С 7 лет начал заниматься фортепиано у Ф. Косселя, который через три года передал Брамса своему учителю Эдуарду Марссену. Первый концерт на публике Брамс дал в 10 лет

Первый концерт на публике Иоганнес дал в 10 лет, исполнив этюд Герца. Принимал участие в камерных концертах произведений Моцарта и Бетховена, зарабатывая на свое обучение. С 14 лет играл на фортепиано в тавернах и танцевальных залах, давал частные уроки музыки, стремясь помочь семье, регулярно испытывавшей финансовые затруднения.

Постоянные нагрузки сказались на молодом организме. Брамсу было предложено взять отдых в Винзене, где он руководил мужским хором и написал для него ряд произведений. По возвращении в Гамбург дал несколько концертов, но, не получив признания, продолжил играть в тавернах, давая уроки игры на фортепиано и сочиняя популярные мелодии.

Истоки цыганских мотивов в музыке композитора

В 1850 году Брамс познакомился с венгерским виолончелистом Эдуардом Ремений, который познакомил Иоганнеса с цыганскими песнями. Влияние этих мелодий просматривается во многих произведениях композитора. В следующие годы Брамс написал несколько произведений для фортепиано и, совместно с Эдуардом, совершил несколько успешных концертных туров.

В 1853 году они встретили немецкого скрипача Йозефа Иоахима, который ввел их в дом Ференца Листа в Веймаре. Друг Брамса, скрипач Йозеф Иоахим

Лист тепло встретил их, был впечатлен творчеством Брамса и предложил присоединиться к своей группе композиторов. Но Иоганнес отказался, так как не был поклонником музыки Листа. Между тем, Иоахим написал письмо и Роберту Шуману, в котором всячески хвалил Брамса. Это письмо стало лучшей рекомендацией для Иоганнеса. Брамс, в 1853 году, знакомится с Робертом и Кларой Шуман

Брамс, в том же 1853 году, лично знакомится с семьей Шумана, впоследствии фактически став ее членом. Брамс питал особенное благоговение к высокому дарованию композитора. Шуман и его жена, пианистка Клара Шуман-Вик, тепло приняли молодого музыканта. Энтузиазм Шумана касательно молодого композитора не знал границ, он написал статью, восхваляющую Иоганнеса, и организовал первое издание его композиций. В 1854 году Брамс написал ряд произведений для фортепиано, в том числе Вариации на тему Шумана.

В 1859 году Брамс дает ряд фортепианных концертов

В том же году его вызвали в Дюссельдорф, когда его старший друг пытался совершить самоубийство. Несколько следующих лет он провел с семьей Шумана, оказывая им финансовую помощь. Вновь давал частные уроки фортепиано и совершил несколько концертных туров. Два концерта с певицей Юлией Штокхаузен способствовали становлению Брамса в качестве автора песен.

В 1859 году, вместе с Иоахимом, он дает в нескольких немецких городах фортепианный Концерт в ре-миноре, который был написан годом ранее. Только в Гамбурге его встретили положительно, а затем предложили Иоганнесу работу в качестве дирижера женского хора, для которого он пишет Marienlieder. Через год Брамс услышал, что большинство музыкантов приветствуют экспериментальные теории «новой немецкой школы» Листа. Это привело его в ярость. Он подверг критике в прессе многих из музыкантов-сторонников Листа, и, переехав в Гамбург, похоронил себя в сочинении, почти полностью прекратив выступать публично.

В преклонном возрасте

В 1865 году Брамс узнал о том, что не стало его матери. Он с трудом пережил эту утрату. И снова, как это и полагается творческому человеку, он перевел свои эмоции на язык нот. Он решил закончить «Немецкий реквием», который превратился в отдельное явление европейской классической музыки. В 1868 году, на Пасху, он впервые сыграл своё произведение с ошеломляющим успехом. Случилось это прямо перед главным собором в Бремене.

В 1871 году Брамс арендовал апартаменты в Вене. В дальнейшем он постоянно проживал именно здесь. С каждым годом композитор становился всё более эгоцентричным, что накладывало отпечаток на его отношения с людьми. Он их заметно отталкивал. Ему удалось испортить отношения со многими знакомыми, в том числе со старыми. Иоахим, который когда-то пригласил его в Дюссельдорф на судьбоносную встречу, поступил аналогичным образом. Когда он заподозрил в измене свою супругу, музыкант заступился за неё, что тот воспринял за оскорбление.

Летом Иоганнесу нравилось посещать курортные города. Он любил их за целебный воздух, а также за многочисленные места для поиска вдохновения. Зимой он находился в Вене, давая концерты в роли дирижера или исполнителя. Последние годы проходили в стремлении к уединению. Брамс в этот период:

  • становился мрачным;
  • проявлял все больше цинизма;
  • уходил в себя.

Ему больше не хотелось создавать масштабных произведений. В большей степени он подводил итоги собственного творчества.

Его видели на публике в последний раз, когда тот исполнял четвёртую симфонию. Композитор умер весной 1897 года. После своей кончины он оставил любителям музыки бессмертные партитуры. В день, когда его хоронили, на всех кораблях в порту Гамбурга были спущены флаги.

Такова биография Брамса кратко. Она будет полезна всем поклонникам творчества великого композитора и даст понимание того, что представлял собой этот человек.

https://youtube.com/watch?v=pDmbjGIXx8s

Значимые музыкальные связи

  • 30 сентября 1853 г. – Дюссельдорф, композитор в гостях у известного пианиста Роберта Шумана. Иоганнес исполняет перед ним несколько своих сочинений, поразив семью Шумана, становится желанным гостем в их доме. Вскоре после этого Шуман распространяет имя Брамса в светских кругах, а также публикует статью о нем в журнале «Дорогу молодым».
  • 1854 г. – Известный дирижёр, пианист Ханс фон Бюлов публично исполняет музыку Иоганнеса.
  • 1857 г. – Иоганнес переезжает в Детмольд. Там он руководит придворным хором, работает музыкантом-исполнителем, пишет несколько удачных произведений, среди которых оркестровые серенады.

Биография

Иоганнес Брамс родился 7 мая 1833 года в гамбургском квартале Шлютерсхоф, в семье контрабасиста городского театра — Якоба Брамса. Семья композитора занимала крохотную квартирку, состоящую из комнаты с кухней и крошечной спальни. Вскоре после рождения сына родители переселились на Ультрихштрассе.

Первые уроки музыки Иоганнесу дал отец, который привил ему навыки игры на различных струнных и духовых инструментах. После мальчик обучался игре на фортепиано и теории композиции у Отто Косселя (нем. Otto Friedrich Willibald Cossel).

В десять лет Брамс уже выступал на престижных концертах, где исполнял партию фортепиано, что давало ему возможность совершить турне по Америке. Косселю удалось отговорить родителей Иоганнеса от этой идеи и убедить их, что мальчику лучше продолжить обучение у педагога и композитора Эдуарда Марксена, в Альтоне. Марксен, педагогика которого основывалась на изучении произведений Баха и Бетховена, быстро понял, что имеет дело с необыкновенным дарованием. В 1847, когда умер Мендельсон, Марксен сказал другу: «Один мастер ушел, но другой, более крупный, идёт ему на смену — это Брамс».

В четырнадцать лет — в 1847 году Иоганнес окончил частное реальное училище и впервые выступил публично как пианист с сольным концертом.

В апреле 1853 года Брамс отправляется в гастрольную поездку с венгерским скрипачом Э. Ременьи.

В Ганновере они встретились с другим известным скрипачом, Йозефом Иоахимом. Тот был поражён мощью и огненным темпераментом музыки, которую Брамс показал ему, и два молодых музыканта (Иоахиму было тогда 22 года) стали близкими друзьями.

Иоахим дал Ременьи и Брамсу рекомендательное письмо к Листу, и они отправились в Веймар. Маэстро проиграл с листа некоторые сочинения Брамса, и они произвели на него столь сильное впечатление, что он тут же захотел «причислить» Брамса к передовому направлению — Новонемецкой школе, которую возглавляли он сам и Р. Вагнер. Однако Брамс устоял перед обаянием личности Листа и блеском его игры.

30 сентября 1853 года, по рекомендации Иоахима, Брамс познакомился с Робертом Шуманом, к высокому дарованию которого питал особенное благоговение. Шуман и его жена, пианистка Клара Шуман-Вик, уже слышали о Брамсе от Иоахима и тепло приняли молодого музыканта. Они пришли в восторг от его сочинений и стали самыми стойкими его приверженцами. Шуман весьма лестно отозвался о Брамсе в критической статье в своей «Новой музыкальной газете».

Брамс прожил в Дюссельдорфе несколько недель и направился в Лейпциг, где его концерт посетили Лист и Г. Берлиоз. К Рождеству Брамс прибыл в Гамбург; он покинул родной город безвестным учеником, а вернулся артистом с именем, о котором в статье великого Шумана было сказано: «Вот музыкант, который призван дать самое высокое и идеальное выражение духу нашего времени».

Брамс питал нежную симпатию к Кларе Шуман, которая была на 13 лет старше. Во время болезни Роберта он посылал любовные письма его жене, однако так и не решился сделать ей предложение, когда она овдовела.

Первое произведение Брамса — Соната fis-moll (op. 2) 1852 год. Позже написана соната C-dur (op. 1). Всего 3 сонаты. Также есть скерцо для фортепиано, фортепианные пьесы и песни, изданы в Лейпциге в 1854 году.

Постоянно меняя своё местопребывание в Германии и Швейцарии, Брамс написал целый ряд произведений в области фортепианной и камерной музыки.

В осенние месяцы 1857—1859 годов Брамс служил придворным музыкантом при небольшом княжеском дворе в Детмольде.

В 1858 году снял для себя квартиру в Гамбурге, где по-прежнему жила его семья. С 1858 по 1862 год руководил женским любительским хором, хотя мечтал о месте дирижера Гамбургского филармонического оркестра.

Летние сезоны 1858 и 1859 годов Брамс провёл в Гёттингене. Там он познакомился с певицей, дочерью университетского профессора Агатой фон Зибольд, которой серьёзно увлёкся. Однако, как только речь зашла о браке, отступил. Впоследствии все сердечные увлечения Брамса носили мимолётный характер.

Творческий путь композитора Johannes Brahms

В 1853 году Брамс встретился с ещё одним знаменитым композитором Робертом Шуманом. Маэстро похвалил Иоганесса, даже написал о нём отзыв, который попал в местную газету. После отзыва многие начали активно интересоваться творчеством Брамса. С повышением внимания к маэстро его ранние творения начали критиковать.

На некоторое время он вынужден был отказаться от демонстрации собственных композиций. Иоганнес перешёл к активной концертной деятельности. Вскоре композитор прервал молчание публикацией сонат и песен лейпцигской фирмы Breitkopf & Härtel.

Презентация сонат и песен сопровождалась холодным приёмом со стороны публики. В первую очередь, холодный приём был обоснован «провалом» концертов Брамса в 1859 году. Маэстро держался из последних сил. Когда после ряда неудачных концертов он вышел на сцену, чтобы презентовать новые творения, то публика раскритиковала его выступление. И он был вынужден покинуть концертную площадку.

Враждебный приём публики разозлил Брамса. Он хотел отомстить критикам и публике. Композитор присоединился к составу так называемой «новой школы», которую возглавляли Рихард Вагнер и Ференц Лист.

Вышеупомянутые композиторы оказали Иоганнесу должную поддержку. Вскоре он занял в певческой академии пост руководителя и дирижёра. Спустя некоторое время он переехал в Баден-Баден. Именно там он начал работу над знаменитой композицией, которая включила в себя «Немецкий реквием». Брамс неожиданно оказался на вершине популярности.

Примерно в этот же период времени он презентовал сборник «Венгерские танцы», а также блистательный сборник вальсов. На волне популярности композитор завершил работу над ранее начатыми, но не законченными произведениями. Кроме того, композитор выпустил партитуру кантаты «Ринальдо», Симфонии № 1, в состав которой вошла композиция «Колыбельная».


Johannes Brahms (Иоганнес Брамс): Биография композитора

Юные годы

Поначалу Брамсу, как когда-то его отцу, приходилось зарабатывать на еду вечерней игрой в не самых престижных заведениях. Это были местные таверны, портовые бары, воздух в которых был наполнен запахом табака. Днём он занимался игрой с Марксеном. Столь высокая нагрузка неблагоприятно сказалась на организме Брамса, тем более что он и без того не отличался крепким здоровьем. И всё же у него была особая манера держаться, которая помогала ему продвигаться вперед. Она явно выделяла его на фоне сверстников.

Юноша был смелым и действовал отстраненно от окружающих. Он был поглощен созерцанием прекрасного, которое видел внутри. Молодой человек увлекался литературой и философией, что привело к еще большему одиночеству, ведь знакомые из Гамбурга в основном не блистали знаниями. Неудивительно, что в один прекрасный день Брамс решил уехать из города. В дальнейшем он знакомился с удивительными личностями, представляющими музыку в то время. Один за другим в его жизни появились:

  • скрипач из Венгрии Эдуард Ременьи;
  • Ференц Лист;
  • Роберт Шуман.

Кратко о личной жизни

Невзирая на признание в творчестве и свою известность, Иоганнес так и не смог отыскать счастья в личной жизни и, с учетом архивных данных, отраженных в Википедии, у него никогда не было ни жены, ни детей. Брамс чувствовал непонятную страсть к Кларе Шуман, однако даже после трагической гибели ее мужа, талантливого композитора и скрипача, был с ней в теплых отношениях и держался открыто проявлять свои чувства.

В 1859 г. желание семейной жизни заставило музыканта повенчаться с юной Агатой Зибольт, она обладала изяществом аристократки и проникновенным голосом, который ласкал слух. Однако обида Клары и сплетни, появившиеся вокруг этого брака, привели к распаду союза, что оставило след в произведении в Струнном секстете соль минор.

После этого Иоганнес замкнулся в себе, он выражал эмоции лишь в своих музыкальных сочинениях, и только позволил себе небольшую, ничего не значившую связь с певицей Аличе Барби и дружбу с его почитательницей Элизабет фон Герцогенберг.

В 1896 г. у Иоганнеса диагностировали желтуху, вызвавшую опухоль в печени, через время полностью поразившую организм. Но уже слабый музыкант продолжает сочинять произведения и появляется на публике, руководя оркестром. Последний концерт, который состоялся весной в 1897 г., вызвал множество оваций, и Брамсу много раз пришлось выйти на сцену, чтобы поблагодарить слушателей за такой прием.

Через несколько недель состояние стало хуже, и Иоганнесу пришлось отказаться от похода на премьеру оперетты Штрауса «Богиня разума». Последние дни он провел в своем доме в Вене, прикованным к кровати. В результате рак печени забрал последние силы Брамса и был причиной его кончины 3 апреля 1897 г. Его похоронили на австрийском кладбище и установили памятник по проекту Виктора Орта.

По масштабности творческой биографии Иоганнеса нередко сравнивают с двумя «знаменитыми Б.»: Бетховеном и Бахом. Если даже такое сравнение немного утрировано, оно вполне оправдано в плане того, что творчество этого композитора знаменует собой синтез и кульминацию огромной эпохи в музыкальной истории.

Ранние года

Широко признанный одним из величайших композиторов 19-го века и одним из ведущих музыкантов эпохи романтизма, Иоганнес Брамс родился 7 мая 1833 года в Гамбурге, Германия.

Он был вторым из троих детей Иоганны Хенрики Кристиан Ниссен и Иоганна Якоба Брамса. Музыка была введена в его жизнь в раннем возрасте. Его отец был двойным басистом в Гамбургской филармонии, а молодой Брамс начал играть на фортепиано в возрасте семи лет.

К тому времени, когда он был подростком, Брамс был уже опытным музыкантом, и он использовал свой талант, чтобы зарабатывать деньги в местных гостиницах, в борделях и вдоль городских доков, чтобы облегчить часто трудные финансовые условия его семьи.

В 1853 году Брамса представили известному немецкому композитору и музыкальному критику Роберту Шуману. Двое мужчин быстро сблизились, и Шуман увидел в своем младшем друге большую надежду на будущее музыки. Он назвал Брамса гением и публично похвалил «молодого орла» в известной статье. Добрые слова быстро сделали молодого композитора известной личностью в мире музыки.

Но этот музыкальный мир тоже был на распутье. Композиторы-модернисты, такие как Ференц Лист и Рихард Вагнер, ведущие лица «Новой немецкой школы» осудили более традиционные звуки Шумана. Это был звук, основанный на органической структуре и гармонической свободе, взятый из литературы для вдохновения.

Для Шумана и, в конечном счете, Брамса, этот новый звук был явной снисходительностью и сводил на нет гений композиторов, таких как Иоганн Себастьян Бах и Людвиг ван Бетховен.

В 1854 году Шуман заболел. В знак своей тесной дружбы с наставником и его семьей Брамс помогал жене Шумана, Кларе, управлять ее домашними делами. Историки музыки считают, что Брамс вскоре влюбился в Клару, хотя она, похоже, не ответила ему взаимностью. Даже после смерти Шумана в 1856 году они остались друзьями.

В течение следующих нескольких лет Брамс занимал несколько различных должностей, в том числе дирижер женского хора в Гамбурге, куда он был назначен в 1859 году. Он также продолжал писать свою собственную музыку. Его выход включал «Струнный секстет си-бемоль мажор» и «Концерт для фортепиано с оркестром № 1 ре минор».

Последние годы жизни

После смерти горячо любимой матери Брамс принял решение навсегда остаться в Вене. Характер музыканта, и без того крайне тяжелый, окончательно испортился. В последние годы жизни он прекратил общение как с новыми знакомыми, так и со старыми приятелями.

Летом композитор уезжал на курорты, где черпал вдохновение для своих новых произведений, а зимой давал концерты как дирижер или исполнитель.

За всю жизнь Брамсом было написано более восьмидесяти произведений для отдельных музыкальных инструментов, оркестра и мужского хора. Наибольшую славу маэстро принесли его прекрасные симфонии, всегда отличавшихся особенным стилем. Вершиной творчества Брамса стал его знаменитый «Немецкий реквием».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: