Введение
Афрази́йские языки́ (иногда также афроазиатские; очень распространенным поныне является также название «семито-хамитские» или, реже, «хамито-семитские» языки, не используемое специалистами примерно с 1960-х годов) — макросемья (надсемья) языков, которая включает шесть семей языков, имеющих признаки общего происхождения (наличие родственных корневых и грамматических морфем). Иногда включается в более общее образование — ностратическую макросемью языков (объединяющую индоевропейскую, картвельскую, уральскую, дравидийскую и алтайскую семьи). Однако в последнее время афразийская макросемья исключается из ностратической и рассматривается наряду с последней как отдельная и самостоятельная, но ближайше родственная ностратической.
Сетевые ресурсы по афразийским языкам и афроазиатике
Коллекции ссылок по семито-хамитским языкам
Афразийские языки (ссылки)
Главная >
Лингвистика >
Языки мира …
Афразийские:
Праафразийский
(см. словарь) |
Семитские |
Ливийские |
Чадские |
Кушитские |
Египетские |
Семитохамитика |
Книги по афроазиатике
Письменности мира |
Страны и города |
История и общество |
Расы |
Книги в сети |
Образование
На правах рекламы (см.
условия):
Алфавитный перечень страниц (Alt-Shift-): А | 0-9 | |
|
На русском языке: афразийское языкознание, семито-хамитское языковедение, афразиатика, На английском языке: Afro-Asiatic studies. |
«Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005.
Автор и владелец — Игорь Константинович Гаршин
(см. резюме).
Пишите письма
().
Страница обновлена 15.10.2022
Примечания
- Teferi Degeneh Bijiga. The Development of Oromo Writing System. — University of Kent, 2015. — P. 229. — 288 p.
- Fufa 2009: 6
- Owens 1985: 29
- ↑ Ali and Zaborski 1990: 33
- Owens 1985; Heine 1981
- Owens 1985: 187
- Fufa 2009: 22
- Ali and Zaborski 1990: 6
- Owens 1985: 60
- Kula Kekeba Tune, Vasudeva Varma, Prasad Pingali. Evaluation of Oromo-English Cross-Language Information Retrieval (англ.) // IJCAI 2007 Workshop on CLIA, Hyderabad, India. — 2007.
- ↑ Kekeba and Varma 2007
- Ali and Zaborski 1990: 17
- Fufa 2009: 99
- ↑ Ali and Zaborski 1990: xiii
- ↑ Owens 1985: 103
- Owens 1985: 104
- Owens 1985: 117
- Owens 1985: 119
- Fufa 2009
- Owens 1985
- Fufa 2009: 15
- Fufa 2009: 113
- ↑ Fufa 2009: 81
- ↑ Owens 1985: 129
Слайд 6АРАМЕЙСКИЕ ЯЗЫКИАраме́йские языки (самоназвание — ܐܪܡܝܐ Armāyâ/Ārāmāyâ, ארמית Aramit) — группа языков в
составе семитской языковой семьи. В древности имперский арамейский язык выполнял роль лингва франка на значительной территории Ближнего Востока.Арамеями в древности называли группу западносемитских племён, кочевавших примерно на территории современной Сирии. Язык их (а точнее, группа родственных диалектов) был весьма близок ханаанейским языкам, в частности, ивриту. Арамеи никогда не образовывали единый народ и не имели единого государства. Язык их, тем не менее, вёл себя чрезвычайно экспансивно, непрерывно расширяя свою территорию.Арамейский выполнял роль «лингва-франка» во всём регионе Ближнего Востока, вытеснив из употребления аккадский язык в Ассирии и Вавилонии. По-арамейски общались послы и купцы в Израиле и Иудее. Особенно усилилось положение арамейского языка в эпоху Древнеперсидского царства Ахеменидов (VI век до н. э. — IV век до н. э.), при которых он стал официальным языком империи.В эллинистическую эпоху и вплоть до арабского завоевания (VII век н. э.) арамейский успешно конкурировал с греческим, оставляя за всеми остальными семитскими языками роль местных наречий. Один из арамейских языков был разговорным языком Иудеи во времена Иисуса Христа.
Распространение и ветви
Ученые обычно рассматривают афроазиатскую языковую семью как включающую следующие ветви:
- Берберский
- чадский
- кушитский
- египетский
- омотический
- семитский
Хотя существует общее согласие по поводу этих шести семейств, лингвисты, изучающие афроазиатский язык, вызывают некоторые разногласия, в частности:
- Omotic языковая ветвь является наиболее спорным представителем афроазиатского языка, потому что грамматические формативы, которым большинство лингвистов придают наибольшее значение при классификации языков в семье, «либо отсутствуют, либо явно шаткий «(Hayward 1995). Гринберг (1963) и другие считали его подгруппой кушитского, в то время как другие высказывали сомнения относительно того, что он вообще является частью афроазиатского языка (например, Тейл, 2006).
- Афроазиатская идентичность онгота является также широко подвергается сомнению, как и его позиция в афроазиатском языке среди тех, кто его принимает, из-за «смешанного» внешнего вида языка и нехватки исследований и данных. Гарольд Флеминг (2006) предполагает, что Онгота представляет собой отдельную ветвь афроазиатского языка. Бонни Сэндс (2009) находит наиболее убедительным предложение Сава и Тоско (2003), а именно, что онгота — это восточно-кушитский язык с нило-сахарским субстратом. Другими словами, может показаться, что народ Онгота когда-то говорил на нило-сахарском языке, но затем перешел на кушитский язык, но сохранил некоторые характеристики своего более раннего нило-сахарского языка.
- Бежа, иногда упоминаемый как отдельная ветвь афроазиатского языка чаще включается в кушитскую ветвь, которая имеет значительную степень внутреннего разнообразия.
- Нет единого мнения о взаимосвязи пяти неомотических ветвей афроазиатского языка (см. § Подгруппа ниже). Такая ситуация не является необычной даже среди давно установившихся языковых семей: ученые также часто расходятся во мнениях относительно внутренней классификации индоевропейских языков, например.
- Вымершие мероитские языки. язык был предложен (Брюс Триггер, 1964, 1977) как неклассифицированный афроазиатский язык, поскольку он разделяет фонотактические характеристики семейства, но недостаточно доказательств, чтобы обеспечить классификацию (Фриц Хинтце, 1974, 1979).
- Классификация Куджарге в афроазиатском регионе не согласована. Бленч (2008) отмечает, что большая часть базового словаря выглядит кушитским, и предполагает, что Куджарге может быть даже консервативным переходным языком между чадским и кушитским.
Семитская ветвь
1)Арабский; международный культовый язык 2) Амхарский, официальный язык Эфиопии. 3) Тигре, тиграи, гураге, х а р а р и и 4) Ассирийский (айсорский), язык изолированных этнических групп в Мертвые: 5) Аккадский (ассиро-вавилонский); известен по клинописным 6)Угаритский. 7) Древнееврейский– язык древнейших частей Библии, культовый язык Арамейский – язык позднейших книг Библии и общий язык Переднего 9) Финикийский – язык Финикии, Карфагена (пунический); мертвый до 10) Г э э з – бывший литературный |
Законы общества. Лингвистическая теория Соссюра. С
семидесятых годов XIX века развитие языкознания вступает в новый этап.
Кавказское языковедение пришло к заключению, что между
главными древними группами языков сев. и южн. склона Кавказа нет родства.
У Санчеса впервые появляются и некоторые идеи, потом
отразившиеся в грамматике Пор-Рояля. Языкознание XVII века в основном шло в
области теории двумя путями…
Сравнительное языковедение и древнейшие исторические
свидетельства указывают на то, что у славян еще до расселения выработались
некоторые более или менее устойчивые религиозные…
Его собственные многочисленные труды по сравнительной
грамматике славянских и литовского языков и по частным вопросам славян, языковедения
(начиная с «Handbuch der altbulgar.
Фортунатов (Филипп Федорович) — выдающийся русский языковед,
брат Ал. и Степ. Ф. Ф., профессор сравнительного языкознания в моск. унив. и.
Лингвистика, или языкознание, является наукой,
занимающейся языком и, в известной мере, речью. Таким образом, оказывается, что
обе науки имеют во многом совпадающий объект…
В середине XIX в. сравнительно-исторический метод
показал свою научную плодотворность в такой науке как языкознание.
Главная тема его труда — вопрос о соотношении языка и
мысли. Эта тема, по его мнению, исчерпывает все языковедение.
«Сфера действия языка… почти безгранична». Его работа
«Марксизм и вопросы языкознания», откуда взяты эти цитаты, была написана в 950
году.
Последние добавления:
1. Классификация афразийских языков
В число афразийских языков входят как живые, так и мертвые языки. Первые в настоящее время распространены на обширном пространстве, занимая территорию Передней Азии (от Месопотамии до побережья Средиземного и Красного морей) и обширные территории Восточной и Северной Африки — вплоть до атлантического побережья. Отдельные группы представителей афразийских языков встречаются и вне основной территории их распространения.
Общее количество говорящих в настоящее время по разным подсчетам колеблется между 270 млн и 300 млн человек.
Распространение макросемей и некоторых крупнейших языков на территории Африки
В афразийскую макросемью входят следующие языковые семьи (или ветви).
1.1. Берберо-ливийские языки
Живые языки этой семьи распространены в Северной Африке к западу от Египта и Ливии до Мавритании, а также в оазисах Сахары, вплоть до Нигерии и Сенегала. По данным конца 1980-х годов, число говорящих составляет более 14 млн человек. В Марокко бербероговорящие составляют около 40 % от всего населения страны, в Алжире — около 25 %. В Египте, Ливии, Тунисе, Мавритании численность бербероязычного населения меньше. Гуанчские языки — это языки аборигенов Канарских островов, вымерших к XVIII веку. Все живые языки — бесписьменные. У берберских племен туарегов (Сахара) используется в обиходе свое письмо, именуемое тифинаг и восходящее к древнеливийскому письму. Ливийское письмо представлено краткими наскальными надписями, обнаруженными в Сахаре и Ливийской пустыне; самые ранние из них датируются II веком до н. э. Надписи частично дешифрованы; они делятся на три группы памятников: феззанско-триполитанские, западно-нумидийские и восточно-нумидийские. Языки этих надписей представляют группу мертвых языков берберо-ливийской семьи.
1.2. Древнеегипетский язык
Со своим поздним потомком — коптским языком — является языком мертвым. Был распространен на территории долины среднего и нижнего Нила (современный Египет). Первые письменные памятники древнеегипетского датируются концом IV — началом III тысячелетия до н. э. В качестве живого и разговорного просуществовал до V века н. э. Памятники коптского языка известны с III века н. э.; к XIV веку он выходит из употребления, сохраняясь как культовый язык коптской христианской церкви. В быту копты, которых по данным конца 2010 насчитывается около 8 млн человек, пользуются арабским языком и считаются ныне этноконфессиональной группой египетских арабов, несмотря на неарабское происхождение: смешанные браки между христианами-коптами и мусульманами-арабами огромная редкость из-за фактического запрета на межконфессиональные браки[].
1.3. Кушитские языки
Данные в этом разделе приведены по состоянию на 1980-е годы. Вы можете помочь, обновив информацию в статье. |
из которых известны только живые, распространенные в Северо-Восточной Африке: на северо-востоке Судана, в Эфиопии, Джибути, Сомали, на севере Кении и на западе Танзании. По данным конца 1980-х годов, число говорящих составляет около 25,7 млн человек.
1.4. Омотские языки
Данные в этом разделе приведены по состоянию на 1980-е годы. Вы можете помочь, обновив информацию в статье. |
Живые бесписьменные языки, распространены на юго-западе Эфиопии. Число говорящих по данным конца 1980-х годов составляет около 1,6 млн человек. Как самостоятельная ветвь афразийской макросемьи стали выделяться лишь в последнее время (Г.Флеминг, М.Бендер, И. М. Дьяконов). Часть ученых относит омотские языки к западно-кушитской группе, ранее остальных отделившейся от пракушитского.
1.5. Семитские языки
Наиболее многочисленная из афразийских языковых семей; представлена современными живыми языками (арабский, мальтийский, новоарамейские диалекты, иврит, эфиосемитские — амхарский, тигре, тигринья и др.), распространенными на территории Арабского Востока, в Израиле, Эфиопии и Северной Африке, островками — в других странах Азии и Африки. Количество говорящих по разным источникам колеблется, составляя примерно 200 млн. К семитским относятся также древние языки — аккадский, угаритский, эблаитский, финикийский, древнееврейский, древнеарамейские, эпиграфические южноаравийские, древнеэфиопский — геэз.
1.6. Чадские языки
Живые; к этой семье относится более 150 современных языков и диалектных групп. Распространены в Центральном и Западном Судане, в районе озера Чад, Нигерии, Камеруна. Наиболее многочисленны говорящие на языке хауса, число которых составляет около 30—40 млн человек; для большинства из них хауса является не родным языком, а языком межнационального общения.
Океания
Папуасские языки {832}
Классификация папуасских языков является наименее разработанной. Традиционно (по Вурму) они делятся на 5 макросемей (включающих 83 семьи и 14 изолятов), 8 отдельных семей и 32 изолята.
- Трансновогвинейская макросемья {564}, вкл. 47 семей и 8 изолятов
- Западнопапуасская макросемья {26}, вкл. 6 семей и 3 изолята
- Восточнопапуасская макросемья {36}, вкл. 5 семей
- Сепик-раму макросемья {104}, вкл. 18 семей и 2 изолята и др.
Языки Австралии и Тасмании
- Австралийская макросемья {258}, иногда считаемая семьёй, иначе включающая 32 семьи и изолята
- Тасманийская семья †{5}
Слайд 11БЕРБЕРО-КАНАРСКАЯ ВЕТВЬЯзыки группы произошли от праберберского языка. Живые языки этой семьи
распространены в Северной Африке к западу от Египта и Ливии до Мавритании, а также в оазисах Сахары, вплоть до Нигерии и Сенегала. По данным конца 1980-х годов, число говорящих составляет более 14 млн человек. В Марокко бербероговорящие составляют около 40 % от в сего населения страны, в Алжире – около 25 %. В Египте, Ливии, Тунисе, Мавритании численность бербероязычного населения меньше. У берберских племен туарегов (Сахара) используется в обиходе свое письмо, именуемое «тифинаг» и восходящее к древнеливийскому письму. Ливийское письмо представлено краткими наскальными надписями, обнаруженными в Сахаре и Ливийской пустыне; самые ранние из них датируются II веком до н.э.
Примечания[править | править код]
- Комментарии
- Совокупность способов описания и осмысления древнееврейского языка, складывавшаяся начиная с первых веков нашей эры на Ближнем Востоке, а с X века и в Европе.
- Источники
- Порхомовский В. Я. // Лингвистический энциклопедический словарь / Главный редактор В. Н. Ярцева. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — 685 с. — ISBN 5-85270-031-2.
- ↑ Дьяконов И. М. Афразийские языки (фрагмент вступительной статьи к изданию «Языки Азии и Африки». Т. IV, 2) — 1991.
- ↑ Порхомовский В. Я. // Лингвистический энциклопедический словарь / Главный редактор В. Н. Ярцева. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — 685 с. — ISBN 5-85270-031-2.
- . Дата обращения: 30 декабря 2010.
- Языки Азии и Африки. Т.4. Афразийские языки. Кн.1—2. М., Наука. 1991—1993.
- Старостин С. А. Nostratic and Sino-Caucasian // Труды по языкознанию. — 2007. — С. 448—449.
Прародина[править | править код]
Период афразийского языкового единства (скорее всего, это был не единый язык, а группа близкородственных диалектов) относится приблизительно к XI—X тысячелетиям до н. э. Распад афразийской макросемьи на отдельные семьи относят к X—VIII тысячелетиям до н. э.
Предполагается, что древнейшим ареалом афразийских языков были территории Северо-Восточной Африки и Передней Азии.
Относительно прародины афразийских языков существуют две гипотезы. Первая по времени выдвинута И. М. Дьяконовым и локализует афразийскую прародину в области Юго-Восточной Сахары и в прилегающих районах Восточной Африки. В XI—X тысячелетиях до н. э. (период мезолита) эти территории были ещё благоприятны для жизни человека. Эта гипотеза поддерживается тем фактом, что большинство афразийских семей и языков по-прежнему распространены на территории Африканского континента. Египетская и чадская языковые ветви, отделившись от праафразийского, сохранили ряд общих особенностей. Позже отделяются носители пракушитской языковой общности, сохранившие ряд особенностей, общих с прасемитским. Последнее разделение афразийских ветвей происходит между прасемитским и прабербероливийским в VI тысячелетии до н. э. В связи с ухудшением климатических условий на территории Сахары древнесемитские племена двинулись на восток, в Переднюю Азию (через Суэцкий перешеек или через Баб-эль-Мандебский пролив). Ливийско-гуанчские племена двинулись в западном направлении, достигнув Атлантического побережья и Канарских островов.
Вторая по времени гипотеза выдвинута А. Ю. Милитарёвым и локализует афразийскую прародину в Передней Азии и на Аравийском полуострове. Наиболее вероятной археологической культурой, соответствующей праафразийцам, А. Ю. Милитарёв считает натуфийскую культуру. К этой точке зрения примыкают и сторонники включения афразийских языков в ностратическую общность. В пользу второй гипотезы свидетельствует тот факт, что между афразийскими языками, распространёнными на африканской территории, и неафразийскими языками Передней Азии (в частности, кавказскими) обнаружены следы древних контактов (главным образом, в лексике). По времени проникновения контактная лексика соответствует периоду предполагаемого единства афразийских языков. Согласно второй гипотезе, разделение афразийской общности сопровождалось движением большей части афразийцев на Запад, на территорию Африки, и только говорящие на прасемитском языке остались на своей исторической прародине.
Впоследствии А. Ю. Милитарёв пересмотрел свою точку зрения в пользу гипотезы И. М. Дьяконова. Совместно с С. Л. Николаевым он пришёл к выводу, что набор зоонимов, реконструируемый для афразийского праязыка, характерен для субэкваториальной фауны Северо-Восточной Африки. При этом названия животных, на которых охотились натуфийцы, реконструируются лишь для прасемитского языка.
Каждая из языковых семей, входящих в афразийскую макросемью, имеет своё внутреннее подразделение — классификацию языков по генетическому признаку. Классификации разработаны с разной степенью детализации, так как далеко не все афразийские языки достаточно изучены и достаточно полно описаны.
Исключение составляет египетский язык, для которого не обнаружено никаких близких «боковых» родственников (хотя он и проявляет несколько большее сходство с чадскими языками). Для этого языка установлена лишь хронологическая периодизация его существования от первых памятников до последних памятников коптского языка.
Историческая ретроспектива афразийской макросемьи языков
Определение 1
Афразийская языковая семья – это макросемья языков, которая включает в себя афразийские языки. Ранее они назывались семито-хамитскими, но после того, как было установлено, что они не делятся на две ветви: семитскую азиатскую и хамитскую африканскую, они были переименованы в афроазиатские или в более усеченной форме – афразийские.
Язык бенч (bèntʂ nòn), известен также под названием гимира, относится к северной омотской ветви афразийской языковой семьи. Его используют в речи около 356 000 человек, проживающих на юге Эфиопии. Существуют три основных диалекта:
- бенч (насчитывает около 347 636 носителей);
- мэр (около 8159 носителей);
- ше (около 492 носителей).
Бенч редко встречается в письменной форме, но при этом используется разновидность эфиопского письма. Кроме того, в нем используются системы транскрипции на основе латинского алфавита.
Люди, которые говорят на семитском языке и живут в Египте и Синае, адаптировали египетское иероглифическое и иератическое письмо для письма на своем языке по принципу акрофонии. При этом они выбрали около 30 глифов, перевели их египетские названия на семитский язык и с помощью начальных звуков этих названий передавали звуки своего языка.
Например, египетское слово nt (вода) превратилось в mem на семитском языке, и передает звук , который впоследствии развился в латинскую букву M.
С момента мусульманских завоеваний в VII веке и вплоть до падения Османской империи, арабский язык был преобладающим в Палестине. В то же время, использовались и некоторые другие языки, такие как:
- греческий;
- арамейский;
- турецкий;
- западноевропейские языки.
Так, в Иерусалиме на конец XIX века, в дополнение к арабскому языку, использовались турецкий, греческий, идиш, английский, немецкий, латынь и арамейский языки. Многие жители, особенно те, которые жили в городах, были двуязычными или даже многоязычными. Конец османского владычества привел к далеко ведущим последствиям во всех социально значимых сферах, в том числе в языковой.
Замечание 1
В 1922 году Королевским декретом было установлено, что официальными языками в подмандатной Палестине являются английский, арабский и иврит (именно в таком порядке).
После поправки, принятой в 1948 г. уже в «обновленном» Израиле английский язык потерял свой прежний статус, оставив официальными только иврит и арабский. Интересно, однако, что с тех пор Государство Израиль не принимало никакого устава, который бы четко определял их юридический статус.
Таким образом, даже чисто формально, использование арабского языка не признается коллективным правом национального меньшинства, а только индивидуальным правом жителей страны, что, в свою очередь, существенно ограничивает возможности развития как самого языка, так и арабской общины Израиля.
Считается, что арамейский язык возник из одного из ззападносемитских диалектов, на котором говорили в северо-западной Месопотамии в начале II тысячелетия до Рождества Христова. Очевидно, что на этом диалекте общались еврейские патриархи при переселении в Палестину.
Во времена Иисуса Христа арамейский язык вытеснил еврейский, со временем приобретя статус разговорной речи еврейского народа. Письменная форма древнееврейского языка, на котором написана большая часть книг Ветхого Завета (как и разговорная), в то время уже не употреблялась. В период Персидского царства именно арамейский был языком официальных документов и межнационального общения.
Древний Египет – государство, которое находилось в географической изолированности от других народов, имело своеобразный характер общественной жизни, особые верования, особую письменность.
В течение длительного периода (3000 лет) древнеегипетский язык не менялся, не менялись его иероглифы (более 1000 знаков). Такая продолжительность существования знаков объясняется верованиями древних египтян, а сложность египетской иероглифической письменности и медленное ее развитие – тем, что она была привилегией жрецов и писцов, окружавших ее шлейфом таинственности, и утверждавших, что она дар бога мудрости Тота.
Японская
Японский язык настолько уникальный, что вполне мог претендовать на звание изолята, но у него есть родственные рюкюские языки, поэтому выделяют большую японскую семью. В нее входят непосредственно японский, севернорюкюские (амамийские и окинавские) и южнорюкюские (миякоские и макрояэямские).
Рюкюские языки в самой Стране восходящего солнца зачастую считаются диалектами, по большому счету, такое мнение имеет право на существование. Они распространены в основном на острове Рюкю, что в Восточно-Китайском море.
Несмотря на то, что в японском языке много заимствований из китайского, они не являются родственными. О близости японского и корейского до сих пор ведутся споры.
Лингвистическая характеристика
Фонетические особенности ладино: спирантизация d, g в интервокальной позиции, оппозиция смычного и фрикативного b, сохранение древней кастильской системы фрикативных согласных — , — , отсутствие палатализации согласных, переход гласных о, е в безударном положении в u, i.
Основной пласт лексики — слова романского происхождения, однако их фонетический облик и морфологическое оформление могут быть изменены. Заимствования из иврита относятся преимущественно к религиозно-ритуальной сфере. В турецком диалекте ладино сильно влияние турецкого и итальянского языков, в румынском и югославском диалектах — влияние французского языка.
Литературный ладино сложился на основе койне XV в. Первый памятник — Пятикнижие 1547 г., изданное в Константинополе. Письменность существует с XVI в. на основе древнееврейской письменности (применялся шрифт Раши, он же раввинский), используются диакритические надстрочные знаки и некоторые согласные еврейского алфавита для обозначения гласных. В настоящее время пресса в Турции (с 1928 г.) и Израиле использует латинский шрифт. Для письма от руки использовался курсивный шрифт, называемый солетрео (солитрео) или хеци-кульмус (ивр. חצי קולמוס).
Австронезийская
Впервые европейские путешественники стали заплывать в Юго-Восточную Азию и Океанию в 18 веке, и уже тогда они делали заметки об очевидном сходстве языков на разных островах и на расстоянии тысяч миль.
Австронезийская семья считается одной из самых крупных не только по количеству входящих в нее языков, но и по количеству носителей, которых, по последним подсчетам, более 300 миллионов человек.
Ученые пришли к единому мнению, что тайваньская подсемья языков значительно отличается от малайско-полинезийской. Иногда вместо тайваньской рассматривают целую группу отдельных подсемей: атаяльскую, цоускую, рукайскую, бунунскую и другие. Языки австронезийской семьи характеризуются простой фонетикой и двусложными корнями.
Коптский язык как синтез греческого и древнеегипетского языков
Определение 2
Коптский язык – это последняя фаза развития древнеегипетского языка. Стоит добавить, что коптский язык является своеобразным синтезом древнеегипетского и греческого языков.
В коптском языке основных диалектов было пять:
- саидский;
- ахмимский;
- субахмимский;
- бохайрский;
- файюмский.
Из них саидский диалект считается древнейшим и наиболее близким к египетскому, но в культовой практике церкви используется бохайрский.
Итак, коптский язык становится культовым языком ориентальной церкви Египта, сейчас он используется только при осуществлении литургий. Хотя по распоряжению Папы Шенуды III коптский язык изучается во всех богословских колледжах и семинариях.
Но с другой стороны, – коптский язык становится своеобразным маркером идентичности жителей Египта и их вероисповедания. В. Болотов утверждал, что коптский язык в лексикальном отношении до такой степени был национальным и проникнутым религиозными взглядами, что создатели христианской письменности на коптском языке колебались – стоит ли христианские понятия передавать коптскими словам, потому что с ними были соединены египетские представления.
Вполне вероятно, что в такой привязке христианских идей к египетским представлениям следует видеть своеобразную религиозную преемственность, которая стала изюминкой коптского вероисповедания. Поэтому прилагательное «коптская» в официальном наименовании церкви, будучи указанием на давность христианской традиции в Египте, становится отличительным признаком, национальным идентификатором принадлежности к ориентальному учреждению.
Кстати, именно коптская церковь после распада Александрийского патриархата делится на две кафедры – греческую халкидонистскую и коптскую антихалкидонистскую. Произошло это в период с 536 по 580 годы.
Название
Терминология в применении к сефардскому языку разнообразна и неустойчива. В научной литературе все большее распространение получает термин «сефардский». Он охватывает все устные и письменные разновидности речи; как самоназвание не употребляется.
Таким же широким смыслом обладает и термин «еврейско-испанский».
Но иногда его применяют в более узком смысле, для обозначения языка еврейско-испанских письменных текстов начиная со второй половины XIX в. В этом значении он противостоит термину «ладино», который относится к традиционному языку еврейско-испанской религиозной литературы, сложившемуся к XIII в., то есть еще во время пребывания евреев на Пиренейском полуострове.
Термином «ладино» нередко называют сефардский язык в целом. В этом значении он был употребителен до конца XIX в.; в качестве самоназвания никогда не употреблялся.
В районе восточного Средиземноморья еврейско-испанский язык называют различными именами: джудесмо, ладино, романс, спаньол.
Носители еврейско-испанского языка используют с XIX в. название джудесмо, буквально `еврейство` (ср. идиш — идишкайт).
Хотя название «ладино» получило широкое распространение, в современной науке принято название «еврейско-испанский язык». «Ладино» закреплено только за языком переводов ТАНАХа, содержащим массу заимствований и калек из иврита и копирующим синтаксис иврита. Диалект еврейско-испанского языка, распространенный в Северной Африке, носит название хакетия.
Наиболее распространенным самоназванием является «джидио» или «джудио» (Турция, Босния, частично Греция), а также «джудезмо» (Болгария, Македония, частично Греция и Румыния); последний термин употребляется также в научной литературе.
В Израиле и Турции бытует самоназвание «(э)спаньоль»; в Израиле также употребляются названия «эспаньолит», «спаньоло». Язык сефардов Северной Африки (Алжир, Тунис, Марокко) имеет самоназвание «хакития», «хакетия», употребляющееся и в научной литературе для обозначения соответствующего диалекта.
Евразия
Языки Евразии
- Баскская семья{3}
- Индоевропейская семья{449}
Следующие 2 семьи обычно называются кавказскими языками (не-генетическое объединение):
- Северокавказская семья{34}, не общепринятое единство, состоит из:
- Абхазо-адыгских языков
- Нахско-дагестанских языков
- Картвельская семья{6}
- Уральская семья{39}
- Алтайская семья{79} Признана не всеми исследователями. Обычно включает
- Монгольские языки
- Тюркские языки
- Тунгусо-маньчжурские языки; но в максимальном варианте также
- Корейский язык и
- Японо-рюкюские языки (включая японский язык и рюкюсские языки)
- Дравидийская семья{66}
- Бурушаски язык (изолят){1}
Следующие 5 семей условно называются «Палеоазиатскими языками» (не-генетическое объединение):
- Енисейская семья{2}
- Юкагир (о-чуван)ская семья{2}
- Чукотско-камчатская семья{5}, в том числе: чукотский язык, корякский язык, ительменский язык и др.
- Нивхский язык (изолят){1}
- Айнская семья †{3}
- Сино-тибетская семья{363}, в том числе китайский язык или скорее группа языков
- Тай-кадайская семья{70}
- Мяо-яо семья{22}
- Австроазиатская надсемья
- Собственно австроазиатская семья{163}, в том числе вьетнамский язык
- Никобарская семья{6}
- Австронезийская надсемья{1268}
- Малайско-полинезийская семья{1248}
- Формозская (тайваньская) семья{20}
- Андаманская семья{13}
Древние языки:Реликтовые языки Евразии
- Тирренская семья{2} † (вкл. этрусский язык)
- Хуррито-урартская семья †{2}
- Шумерский язык (изолят) †{1}
- Эламский язык (изолят) †{1}
- иберский язык †, хаттский язык и др.
Письменные традиции афразийских народов
К афразийским языкам относятся языки с наиболее древними и богатыми письменными традициями.
Египетское письмо
возникло на рубеже 4-3-го тыс. до н. э. и имело более 3 тыс. лет непрерывной традиции.
В Месопотамии на базе шумерской клинописи
с сер. 3-го тыс. до н. э. развивается аккадская (ассиро-вавилонская) письменная традиция
(словесно-слоговое письмо), продолжавшаяся вплоть до рубежа новой эры;
2-я пол. 3-го тыс. до н. э. — время эблаитских письменных памятников
(на основе шумеро-аккадской системы) .
Серединой 2-го тыс. до н. э. датируется угаритское
письмо на основе клинописной квазиалфавитной системы, не связанной с шумеро-аккадской клинописью
и имеющей сходный порядок знаков с западно-семитскими
силлабариями.
Примерно к этой же или несколько более ранней эпохе относятся памятники письменности на западно-семитских языках,
выполненные квазиалфавитным письмом, —
протосинайские,
протопалестинские,
протобиблские и другие надписи.
На рубеже 2-1-го тыс. до н. э. появляются надписи, выполненные линейным кваэиалфавитным письмом из 22 знаков;
к этой финикийской системе восходят все последующие семитские консонантные системы письма,
среди которых наиболее важны южноаравийская
(к которой, в свою очередь, восходит эфиопское письмо),
древнееврейская,
сирийская и
арабская.
На основе финикийского алфавита
возникло и греческое письмо,
а через него почти все европейские алфавиты.
Афразийские языки, письменная традиция которых началась в новое время, используют, как правило, арабское письмо
или латинское письмо с некоторыми модификациями.
Эфиосемитские языки (амхарский, тиграй, тигре и др.), а также некоторые кушитские языки Эфиопии
пользуются эфиопским письмом.
Туареги Сахары (берберо-ливийская ветвь афразийских языков) продолжают употреблять
традиционное берберское консонантное письмо тифинаг, восходящее
к ливийскому (нумидийскому)
письму, которое, в свою очередь, вероятно, связано с пуническим и через него — с финикийским.
Некоторые языки, первоначально употреблявшие арабское письмо (так называемое аджами), позднее перешли на латиницу.
Возможно и параллельное использование обеих традиций, например, в хауса.
Многие современные афразийские языки являются бесписьменными.